#
# # #
Сведения об образовательной организации

История Воронежского филиала МИИТ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОГО ФИЛИАЛА МИИТ

История МИИТ начинается с 1896 г., когда в Москве было образовано Императорское Московское Инженерное Училище ведомства путей сообщения. Далее, в 1913 году оно было преобразовано в Императорский Московский Институт путей сообщения. Сейчас Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) - ведущий транспортный университет, крупный центр образования, науки и культуры, сохраняющий и развивающий двухвековые традиции и базовые ценности отечественного транспортного образования, фундаментальной и прикладной науки, осуществляющий на уровне высших современных достижений, инновационных технологий и принципов управления образовательную, научную и социально-культурную деятельность в целях развития и реализации кадрового, научного и производственного потенциала железнодорожного транспорта России.
С 1 июня 2011 года в соответствии с распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта изменилось полное название Университета и, соответственно, филиала. Теперь оно звучит как Воронежский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения». Сокращенное наименование (Воронежский филиал МИИТ) не изменилось.
С 1.01.2012 года в состав Воронежского филиала МИИТ входят три структурных подразделения:
электромеханический колледж;
железнодорожный колледж;
факультет высшего профессионального образования.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Воронежский электромеханический колледж - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» основан в 1931 году.
По данным Государственного центрального архива народного хозяйства СССР 1 сентября 1931 года 120 учащихся приступили к занятиям в Отрожском механическом техникуме при Отрожском вагоноремонтном заводе, а через 4 года состоялся первый выпуск специалистов вагонного хозяйства. Это были годы первых пятилеток, стране требовались технически грамотные специалисты. Из года в год укреплялась материально техническая база техникума, совершенствовался учебный процесс.
После освобождения Воронежа от фашистов в 1943 году техникум возвратился из эвакуации. Война продолжалась, но учащиеся под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения, не прекращая занятий, восстанавливали родной техникум.
Окончилась война, техникум продолжал развиваться, пришло новое поколение учащихся.
С интенсивным развитием промышленности страны развивался и реконструировался железнодорожный транспорт. В техникуме открываются новые специальности. С открытием новых специальностей создаются новые кабинеты и лаборатории.
Конец 80-х – начало 90-х ознаменовались для техникума дальнейшим ростом учебно-материальной базы. В последние годы проведена реконструкция учебных корпусов, производственных сооружений, общежития, учебных полигонов. Лаборатория и кабинеты оснащаются современным оборудованием и компьютерной техникой.
Сегодня Воронежский электромеханический колледж – одно из лучших средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта России. И главная заслуга в этом принадлежит педагогическому коллективу во главе с директором колледжа Заслуженным учителем Российской Федерации, Почетным железнодорожником, Почетным работником среднего профессионального образования Вячеславом Владимировичем Батуниным.
Педагогический коллектив насчитывает 68 преподавателей, половина из которых имеет высшую и первую квалификационные категории. За особые заслуги многие из них отмечены правительственными и отраслевыми наградами.
В колледже в качестве преподавателей, сотрудников и мастеров производственного обучения трудятся 17 выпускников Воронежского электромеханического.
В настоящее время в колледже ведётся обучение по шести специальностям:
270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
080113 «Страховое дело»
Выпускники колледжа по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» работают в службе пути, дорожном центре диагностики путевого хозяйства, дистанциях пути, на путевых машинных станциях юго-восточной железной дороги и в других предприятиях и организациях монтерами пути, операторами дефектоскопных тележек, машинистами путевых машин, бригадирами, дорожными мастерами, техниками, инженерами. Выпускники колледжа по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» работают бригадирами и начальниками пассажирских и рефрижераторных поездов, занимают должности бригадиров, мастеров, механиков, начальников цехов в вагонных и рефрижераторных депо. 70% выпускников связали свою трудовую судьбу с Воронежским вагоноремонтным заводом, во главе которого в разные годы стояли и стоят выпускники колледжа:
Николаев Валерий Иванович, выпускник 1982 года, ныне генеральный директор ОАО «ВагонРемМаш»;
Колбешкин Борис Григорьевич, выпускник 1967 года, ныне депутат городской думы;
Пигловский Николай Викторович, выпускник 1983 года, в настоящее время возглавляющий завод.
За свою 78-летнюю историю колледж подготовил для железнодорожного транспорта более 17 тысяч специалистов. Лучшие из них возглавляют подразделения и предприятия железнодорожной отрасли в Воронеже, России.
Совокупный контингент обучающихся по программам СПО на 1.09.2012 составил по очной форме 661 человека, по заочной форме – 236 человек.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ

В августе 1866 года Воронежское земство получило разрешение правительства на прокладку железной дороги Козлов (ныне город Мичуринск) - Воронеж. И уже 20 декабря 1867 года в Воронеж прибыл первый «пробный» поезд. 30 января 1868 года состоялось торжественное открытие железнодорожной станции Воронеж.
В связи с бурным развитием и ростом железнодорожного транспорта увеличилась потребность в квалифицированных специалистах. Именно поэтому организуются первые технические железнодорожные училища. 29 июня 1878 года был утвержден устав Воронежского технического железнодорожного училища, которое было открыто 21 сентября 1878 года при Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороге.
После установления советской власти и гражданской войны развитию железнодорожного транспорта было уделено огромное внимание. Были приняты меры по развитию транспортного технического образования. В 1922 году Воронежское техническое железнодорожное училище было реорганизовано в техникум.
Выпуск учащихся 1941 года проходил в обстановке уже начавшейся Великой Отечественной войны. В июле 1942 года техникум был эвакуирован в Актюбинск, а после освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков летом 1943 года вернулся в свой родной город.
По мере развития железнодорожного транспорта, перевода его на электрическую тягу, появилась потребность в новых специалистах. В 1960 году техникум начал готовить техников-электриков.
В мае 1993 года техникум был преобразован в Воронежский колледж железнодорожного транспорта. С 2009 года колледж стал филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения», а в 2010г. влился в состав вновь образованного Воронежского филиала МИИТ.
Сейчас это современное образовательное учреждение, занимающее общую площадь 16821 кв.м. Колледж располагает солидной материально-технической базой: в учебных занятиях используется 94 кабинета, 40 лабораторий, 13 цехов учебных мастерских, спортивный комплекс.
Колледж готовит специалистов среднего профессионального образования - техников по основным железнодорожным специальностям:
190304 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте),
220204 Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте),
140212 Электроснабжение (по отраслям),
а также специалистов по специальностям:
080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям).
За годы существования колледжа было подготовлено более 32 тысяч специалистов.
Вот уже много лет на базе Воронежского железнодорожного колледжа – филиал МИИТ по заказу Юго-Восточной железной дороги и дирекций ОАО «РЖД» проводятся курсы повышения квалификации. Только за 2011-2012 учебный год проведено 37 курсов. Подготовку и повышение квалификации кадров массовых профессий, руководителей и специалистов прошли 772 человека.
Работая на предприятиях, в учреждениях железнодорожного транспорта и в других отраслях экономики, многие выпускники колледжа зарекомендовали себя высококвалифицированными специалистами и руководителями.
Среди них:
Ковалев Александр Яковлевич - бывший глава администрации Воронежской области и города Воронежа,
Лялин Bиктор Cергеевич - начальник службы автоматики и телемеханики Юго-Восточной дирекции инфраструктуры,
Князев Анатолий Павлович - начальник службы управления персоналом Юго-Восточной железной дороги,
Воищев Олег Васильевич – начальник Юго–Восточной дирекции мотор-вагонного подвижного состава – структурного подразделения Центральной дирекции мотор-вагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД».
Совокупный контингент обучающихся по программам СПО на 1.09.2012 составил по очной форме 828 человек, а по заочной форме – 302 человека.

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

История факультета высшего профессионального обучения Воронежского филиала МИИТ начинается в 1953 году, когда в Воронеже был создан учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта. Далее, в 1976 году приказом заместителя министра путей сообщения от 31.12.1976 № К-40850 на его базе был образован Воронежский филиал. Затем Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта приказом Госкомвуза России от 21.10.1993 № 284 переименован во Всероссийский заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. Всероссийский заочный институт инженеров железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Госкомвуза России от 16.05.1995 № 705 и указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25.05.1995 № 61-у переименован в Российский государственный открытый технический университет путей сообщения.
С 11.01.2009 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный отрытый технический университет путей сообщения» реорганизовано путем присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» на основании приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 27 февраля 2008 № 63 «О реорганизации подведомственных федеральному агентству железнодорожного транспорта государственных образовательных учреждений, подлежащих реорганизации в соответствии с распоряжениями правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 1691-р, от 28 декабря 2006 г. № 1851-р и от 14 ноября 2007 г. № 1608-р». На базе Воронежского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный открытый технический университет путей сообщения» образовано обособленное структурное подразделение Университета - Воронежский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (Воронежский филиал МИИТ).
В настоящее время факультет высшего профессионального образования Воронежский филиал МИИТ в соответствии с лицензией осуществляет подготовку специалистов по 4 специальностям высшего профессионального образования по очной форме (контингент более 180 человек и 23 – по заочной форме (контингент более 1350 человек). Общая площадь образовательного заведения – 10 239 м2. Коллектив педагогических работников, принятых для работы в филиале, насчитывает 75 человек, из них 53 – штатные.
Выдающиеся выпускники факультета высшего профессионального образования Воронежского филиала МИИТ:
1. Симонов Константин Михайлович – председатель Дорпрофжел Юго-Восточной железной дороги
2. Прокофьев Вячеслав Васильевич – заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги - Начальник пассажирской службы
3. Офицеров Юрий Викторович – заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ
Мониторинг трудоустройства выпускников ВУЗа показывает, что подавляющее большинство работает по специальности на предприятиях железнодорожного транспорта или промышленных предприятиях, имеющих транспортные подразделения.
Подготовка специалистов осуществляется в едином информационном пространстве ВУЗа. Так, по ряду специальностей подготовка на старших курсах осуществляется в головном ВУЗе с привлечением ведущих ученых – представителей транспортной науки, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и новейшей учебно-лабораторной базы (например, суперкомпьютерный комплекс МИИТ Т-4700).
На базе головного ВУЗа работает Учебно-методическое объединение ВУЗов железнодорожного транспорта, определяющее структуру и содержание отраслевого профессионального образования. На базе факультета высшего профессионального обучения Воронежского филиала МИИТ успешно развиваются Дорожный центр охраны труда, оказывающий услуги измерения и оценки опасных и вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест по условиям труда, производственного контроля на рабочих местах, сертификации работ по охране труда, Центр неразрушающего контроля, осуществляющий подготовку и сертификацию специалистов в области неразрушающего контроля.
Сформированный университетский комплекс МИИТ в г. Воронеж обладает следующими характеристиками:
1. Совокупный контингент обучающихся по программам ВПО и СПО составит ориентировочно: по очной форме – более 1750 человек; по заочной форме – более 1850 человек
2. Используемые площади – 40 462 м2.
3. Контингент профессорско-преподавательского состава – более 260 человек.