Неорусский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Про неорусский стиль говорят, что он является неотделимой частью своего предшественника, псевдорусского стиля. Однако некоторые историки до сих пор утверждают, что это стиль, обладающий собственной неповторимой уникальностью. Разберемся, из чего же именно состоит неорусский стиль.
Зарождение неорусского стиля
Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.
Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.
Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров.
Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.
Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике. Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных.
Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.
Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.
Новый вид национального стиля назвали неорусским.
Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.
Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой.
Интерьер в неорусском стиле
В интерьере, который опирается на неорусский стиль, архитекторам и другим мастерами давали простор для фантазии, таким образом, воплощая собственное представление древнерусском искусстве.
Для родоначальника стиля модерн характерны элементы мозаики, двускатнаякрыша, завершения в форме терема, скульптуры различных героев из сказок.
Что касается люстры, то онистали использоватьсятолько в 18 веке. Поэтомунет основных предметов для освещения, которые могли бы быть использованы в качестве примера. Главным для освещения в помещении- это мотив свечи. В подобных случаях обычно применяли методрусской ковки. Другой вариант: искусный канделябр, который сделан под русских фольклорных птиц. Дляукрашения для светильников использовалисьмедные пластины.
По принципамтого времени, красоту традиционных русских изб можно было увидеть не только в соотношениичастей в архитектуре, но также в их уникальной разновидности.
Еще одной важной деталью того времени стал резной наличник. В то время его применяли как элемент декора фасада, а также в качестве внутреннего элемента декора, обрамляющего зеркала или окна. Он имел боковые колонки и завершение в теремка.
Древнерусская мебель была каркасная и конструктивная. Ее размещали вдоль стен, высвобождая, таким образом, большую часть пространства. Русской мебели былаприсущадельность. В неорусском стиле объединялись небольшой стол, диван и кресло. Но обычно вместо дивана использовалимассивные скамьи.
Стулья в то время отличались простой формой, некой скульптурностью и массивностью. Столы были устойчивыми и большими.
Для оформления также использовалась узорчатая фурнитура, которая напоминает резьбу из дерева. Для того, чтобы сделать накладки и прочуюфурнитуру применяли разнообразные металлы, железные и бронзовые сплавы.
Особый акцент в неорусской мебели делали на лавки, поскольку в традиционной избе они были одними из основных предметов. Хотьскамья кажется простым и незатейливым предметом, живописцы из Абрамцевского художественного кружка создалилавки, которые по своему изяществу и мастерству не уступали барочным креслам.
В неорусском декорировании обязательным предметом был сундук.При этом активно использовались резные предметы с росписью. Раньше сундуки и шкатулки, для надежности, скрепляли полосами из железа. Однако в 20-ом веке эти предметы утратили свою функциональность. Тем не менее, железные полосы продолжали использовать, поскольку они помогали сделать сундук более старым.
Неорусскому стилю были присущигромоздкие шкафы. Популярностью пользуются шкафы, традиционные для времен Петра I. Их обычно декорировали резьбой.
Модерн в неорусском стиле
Модерн стал важной вехой в развитии архитектуры 20 века. Модерн повернул архитектуру в поиск новых форм, после длительного господства эклектики. Для него характерно слияние всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, завершенной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки и мебелью, должно следовать одному стилю. Модерн в архитектуре проявился в своеобразной текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.
Неорусский стиль является первым и самым ранним проявлением модерна. Во многих странах модерн зародился во время переосмысления традиции средневековья. Элементы модерна начали проявляться еще в 19 веке в псевдорусском стиле, когда соединялись русское зодчество и элементы византийской культуры.
Как оформить свой дом в неорусском стиле
Прежде всего, следуя данному стилю, придется полностью отказаться от стандартных форм фасадов. Тогда использовали более массивные и увесистые фасады. При выполнении отделки, просчитывалась каждая деталь, так как зачастую она состояла из множества различных элементов.
Также особенностью неорусскогоявляется оформление стен и потолка особым византийским орнаментом. Таким образом, можно придать помещению атмосферу некой неповторимости эпохи Византийской империи. Нижнюю часть стен можно отделать деревянными панелями или досками. Однако можно применять и искусственные материалы, но, стоит учесть, что они должны имитировать дерево.
В то время древесина былашироко распространена, значит, при оформлении современной комнаты в неорусском стиле нужно использовать как можно больше предметов из дерева (столы, стулья, украшения, шкафы, окна, двери и прочее). Кроме того, пол советуют покрывать паркетной доской, ламинатом или другими искусственными материалами, имитирующими цвет древесины.
Тщательныйвыбор мебели в квартиру или дом– главный шаг на пути создания интерьера в настоящем неорусском стиле. Суда прекрасно впишется кованое декорирование мебели. Шкафы, стулья, полки, люстры, столы с элементами грубой ковки будут смотреться как раз кстати. Стоит отметить, что мебель должна, при этом, выглядеть солидно и дорого. Для интерьера можно соорудить арки и поставить скульптуры. Скульптуры могут изображать мужчин и женщин прошлых веков, а также греческих богов.
Главная страница |Обо мне| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту |Архитектурный проект|Дизайн фасадов |
|
Главная страница > Архитектурный Блог — стр 1 > Архитектурный Блог — стр 3 > Русский стиль архитектуры в Москве
|
|
В 19 веке в России был всплеск интереса к национальным традициям, национальной идее. Подписывайтесь на наш блог на Этот стиль не является подлинно историческим. Архитекторы стремились создать самобытный национальный стиль на основе традиций древнерусского зодчества и народного искусства, фольклорных мотивов, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. При этом они не подражали в точности формам древних зодчих, а создавали нечто новое. В этом стиле было построено множество религиозных и светских зданий, общественных и частных, городских и загородных. Далее я хочу привести примеры сохранившихся до наших дней светских памятников русского / неорусского стиля в архитектуре Москвы. ► Комплекс особняка П.И. Щукина на улице Малая Грузинская, 15. Здание, построенное архитектором А.Э. Эрихсоном (1896 -1898 г.):
Здание, построенное архитектором Фрейденбергом (1892-1893 г. ):
► Особняк Цветкова на Пречистенской набережной, 29 (архитекторы Борис Шнауберт и Василий Башкиров) 1901 г.:
► Дом купца Игумнова на улице Большая Якиманка, 43 стр.1 (архитектор Николай Поздеев, 1895 г.):
► Доходный дом Миансаровой на Большой Сухаревской площади, 12. (Архитектор Сергей Родионов 1908-1911 г.):
► Саввинское подворье на улице Тверская, 6.
► Здание Ярославского вокзала на Комсомольской площади, 5. (архитектор Фёдор Шехтель (1862-1870 г.):
► Комплекс ГУМ (Верхние торговые ряды) на Красной площади, 3. ( архитектор Александр Померанце, инженер Владимир Шухов, 1893 г.):
► Исторический музей на Красной площади (архитектор Владимир Шервуд, инженер Анатолий Семёнов, 1875-1883 г.):
|
|
_______________________________________________________________________________________________ !Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник! _______________________________________________________________________________________________
Похожие статьи:Викторианский стиль в архитектуре
Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) стиль в архитектуре и интерьере, распространенный в Великобритании и английских колониях (в США и Австралии преимущественно). Термином викторианский стиль обозначают архитектуру Викторианской эпохи (1830-1910), которая характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности… _______________________________________________________________________________________________ Готический стиль в архитектуре
Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…
Заказать индивидуальный архитектурный проект частного дома
◄ в начало страницы ◄ на главную страницу ► стили архитектуры ► |
: Изобразительные искусства :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр
Русское Возрождение — направление в русской архитектуре, основанное на традициях древнерусского зодчества в сочетании с достоянием народной Руси и элементами византийского зодчества.
Стиль Русского Возрождения имел два течения:
1. Русско-византийский стиль в основном использовался архитекторами во второй половине XIX века и делал сильный упор на византийские мотивы в архитектуре.
2. Неорусский стиль появился в начале 20 века. Уходя своими корнями в традиции зодчества северной России, он впитал в себя и черты модерна.
Русский стиль в архитектуре сложился в 1870-х годах на фоне роста народничества и общего интереса к народной культуре и древнерусскому зодчеству. Весь стиль в русской архитектуре пропитан монументальностью, национальным духом и близостью к русскому сердцу.
Booking.com
Одним из первых направлений, возникших в стиле русского Возрождения, был русский византийский стиль, оформившийся в церковной архитектуре 1830-х гг. Его развитию способствовала весьма обширная государственная поддержка, поскольку русский византийский стиль воплощал в себе идею преемственности между Византией и Русью. Русское византийское зодчество восприняло ряд композиционных приемов и мотивов византийского зодчества, которые наиболее ярко выразились в «образцовых проектах» храмов Константина Тона 1840-х гг. Он спроектировал Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату в Москве, а также соборы в Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Поиск и бронирование дешевых рейсов
Еще одно направление в стиле русского Возрождения возникло под влиянием романтизма и славянофильства. Новорусский стиль интерпретировал и импровизировал с мотивами древнерусской архитектуры. С таким подходом построены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким образцом этого стиля является Погодинская изба, построенная Николаем Никитиным на Девичьем поле в Москве.
Развитие стиля в конце 19 века
В начале 1870-х годов идеи русских народников (народников) пробудили живой интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русскому зодчеству XVI-XVII веков. Одними из самых ярких построек в стиле русского Возрождения 1870-х годов были Башня Ивана Ропета (1873 г.) в подмосковном Абрамцево и Типография Мамонтова (1872 г.), построенная Виктором Гартманом в Москве. Это направление, активно пропагандируемое известным искусствоведом Владимиром Стасовым, распространилось на архитектуру деревянных выставочных залов и небольших городских домов, а затем охватило монументальное каменное зодчество.
К началу 1880-х годов «манера Ропета» сменилась новым официальным подходом стиля русского Возрождения, почти дословно копировавшего декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. При таком подходе белокаменные или кирпичные постройки стали обильно украшаться в духе русского народного зодчества. Этой архитектуре были свойственны утолщенные колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна, башнеобразные крыши, фрески с растительным орнаментом, использование многоцветных изразцов и массивная чеканка. Лучшие торговые центры (1890-1893, ныне знаменитое здание ГУМа на Красной площади) архитектора Александра Померанцева, здание Исторического музея (1875-1810, также на Красной площади) архитектора Владимира Шервуда и Саввинский двор архитектора Ивана Кузнецова. были построены таким образом.
Развитие в начале 20 века
Познайте Россию — бронируйте туры здесь
Новый русский стиль сформировался в начале 20 века. Русские зодчие, ищущие монументальной простоты, обращали взоры на памятники древней архитектуры Новгорода и Пскова и на традиции зодчества Русского Севера. Здания в этом стиле иногда имеют чутье северного модерна. Новый русский стиль в основном нашел применение в Санкт-Петербурге в церковных зданиях, спроектированных Владимиром Покровским, Степаном Кричинским, Андреем Аплаксиным и Германом Гриммом. В то же время некоторые гостевые дома были построены и в новорусском стиле. Типичным примером тому был Дом Куппермана архитектора А. Л. Лишневского на улице Плуталова.
Интересным образцом новорусского стиля с оттенком модерна является Нерукотворная церковь в Клязьме, построенная архитектором В. И. Мотылевым в Клязьме к 300-летию Дома Романовых. Построен в 1913—1916 годах по рисунку С.