Резка художественная по дереву: художественная, видео-инструкция, какой инструмент нужен, станок, болгарка, нихромовая проволока, фото и цена

художественная, видео-инструкция, какой инструмент нужен, станок, болгарка, нихромовая проволока, фото и цена

Статьи

Резка по дереву своими руками для начинающих мастеров может представлять некоторые сложности. Однако после небольшой теоретической подготовки, подбора подходящих инструментов и хотя бы минимальной практики проблемы обычно исчезают навсегда. Все-таки дерево — достаточно простой в обработке материал, и потому справиться с ним может практически каждый.

В нашей статье мы расскажем о том, как выполняется деревообработка для разных целей и какие приспособления при этом используются.

Древесину можно обрабатывать с применением разных методик и инструментов

Черновая распиловка

Ели мы говорим о резке деревянных деталей, то в большинстве случаев имеется в виду процесс распиливания. Эта методика применяется максимально широко, начиная от превращения целых стволов в доски и брусья нужного размера и заканчивая подгонкой деталей под заданные габариты.

Фото пилы-ножовки – одного из наиболее популярных приспособлений

Процесс распиловки может осуществляться с использованием разных инструментов:

Тип инструментаПринцип работы
Пила-ножовка
  • Самый простой, и потому самый распространённый инструмент для резки по дереву – это пила-ножовка. Она представляет собой металлическое полотно, на одной из сторон которого находятся заточенные зубья.
  • Зубчатая форма рабочего края увеличивает суммарную длину режущей кромки, а также способствует возрастанию усилия в точке контакта с древесными волокнами.
  • При распиливании частицы древесины отделяются от общего массива. Чтобы они не забивались в промежутки между зубьями, режущие элементы отгибаются в сторону от оси – это называется разводкой.
Ленточная пила по дереву
  • Ленточные пилы представляют собой достаточно сложные устройства, предназначенные либо для масштабных работ, либо, наоборот, для фигурного выпиливания.
  • В отличие от ножовки здесь зубья находятся на одном из краев стальной ленты, сваренной в кольцо. Лента надевается на шкивы станка и при вращении разрезает древесные волокна.
Дисковая пила по дереву
  • Вместо лент и полотен, осуществляющих поступательное движение, для резки древесины могут использоваться и зубчатые диски.
  • При вращении такого диска зубья прорезают целлюлозное волокно, что способствует быстрому отделению  частей детали друг от друга.
  • Дисковые пилы могут быть ручными и стационарными.

Применение дисковой пилы

Обратите внимание! Резка дерева болгаркой (ручной шлифовальной машинкой) является нежелательной, поскольку этот инструмент не предназначен для подобных работ. При использовании шлифовального или отрезного круга древесина будет воспламеняться от трения, а пильный диск может либо раскрошиться, либо просто вырвать инструмент из рук – в любом случае травмы могут быть очень серьезными.

Конечно, здесь описаны только основные виды инструментов, используемых для распиловки, однако этого будет достаточно, чтобы ориентироваться в общих принципах работы.

Чистовая обработка

Резьба по дереву

При необходимости художественная обработка древесины может осуществляться с использованием самых простых инструментов. Так, на западе популярным направлением прикладного искусства является вырезание деревянных фигурок обычным перочинным ножом, а монументальные композиции мастера могут создавать и с помощью бензопилы.

Кто сказал, что бензопила не подходит для создания скульптур?

В то же время новичку для достижения желаемого результата стоит приобретать специальные инструменты. Конечно, цена у них достаточно высока, но лучше потратиться на качественное оснащение, чтобы потом получать удовольствие от работы.

Если вы планируете освоить навык художественной резки, то вам понадобятся:

  • Тесла – специальные топоры для выполнения фигурных вырубок. Как правило, с помощью тесла из колоды формируется черновой контур резной фигуры.

Тесло для черновой обработки

  • Резчицкие ножи – основной инструмент. Условно их можно разделить на резаки (достаточно длинное лезвие с ровной кромкой) и косяки (укороченное лезвие, скошенное под большим углом).
  • Стамески – плоские, полукруглые, фигурные, ровные и изогнутые. Используются для выборки древесины и формирования углублений на деревянной поверхности, применяются как для черновой, так и для чистовой обработки.

Художественная резьба с использованием стамески

Кроме того, при выполнении резки своими руками вам могут понадобиться и специальные приспособления –ложкорезы, буравы, клюкарзы и т.д. – но начинающему мастеру можно обойтись и без них, докупая нужные инструменты по мере необходимости.

Выпиливание по фанере и тонкой древесине

Отдельным видом обработки древесины является выпиливание. Характерной особенностью используемого для этого инструмента является малая ширина пилы: чем уже будет применяемое полотно, тем меньший радиус дуги мы сможем сформировать.

Выпиливание лобзиком

Для выпиливания используются следующие приспособления:

  • Лобзик – миниатюрная лучковая пила со сменными полотнами. Использование ручного лобзика позволяет обрабатывать самую тонкую фанеру, формируя ажурные узоры. Небольшая ширина полотна является очевидным преимуществом: используя лобзик, мы можем выполнять сквозные пропилы на удалении от края детали.

Обратите внимание! Применение строительного электролобзика для фигурной резки также возможно, однако детали получатся более грубыми за счет большей толщины полотна. С другой стороны, электролобзик позволяет пропиливать более толстые заготовки, да и работа идет быстрее.

  • Станок для резки по дереву – по сути, тот же лобзик, но с электрическим приводом полотна. При работе мы перемещаем деревянную заготовку на специальной площадке, а пропиливание выполняете в автоматическом режиме.

Станок для резки дерева, который можно использовать в качестве лобзика

  • Отдельно стоит выделить программируемые станки, которые позволяют выполнять фигурную обработку под руководством специальной программы. В быту они используются редко, однако на производствах их довольно часто применяются при декорировании изделий из древесины.
  • Наконец, достаточно давно мастерами практикуется резка дерева нихромовой проволокой под напряжением. Специальное устройство, представляющее собой дугу от лобзика с нихромовой струной, подключенной к сети через выпрямитель, позволяет выполнять чистые пропилы по тонкой фанере или деревянным пластинкам. При контакте с нагретым нихромом целлюлозные волокна разрушаются практически без повреждений, потому линия реза получается чистой, с минимальным обугливанием.

Простейший способ резки проволокой: 1) проволока; 2) фанера; 3) грузик.

Заключение

Для чистовых и черновых работ можно использовать самый разный инструмент для резки дерева.  Здесь важнее всего понять, что именно нам нужно, и выбрать подходящую методику обработки.

Ну, а более подробно ознакомиться с технологиями резки древесины можно, просмотрев видео в этой статье.

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности узоров, станков, инструментов для выпиливания букв, надписей, для начинающих, цена, фото

Статьи

Резьба по дереву – один из древнейших видов прикладного ремесленного искусства, который актуален и сегодня. Современные примеры произведений резчиков по дереву отличаются высокой художественной ценностью и филигранной техникой, а само ремесло приобрело множество направлений и стилей. Мы хотим вместе с вами разобраться в способах резьбы, а также показать, какие узоры для вырезания по дереву лучше подойдут для начинающих мастеров, а какие для профессионалов.

На фото – пример художественной резьбы.

Художественная резьба по дереву

Особенности

Деревянная посуда часто становится объектом резьбы.

Древесина – натуральный строительный и ремесленный материал, который используется человеком на протяжении всей истории развития цивилизации. В доисторические времена люди производили из дерева большинство орудий труда, оружия, элементов жилья.

Постепенно навыки обработки этого материала совершенствовались, и в результате накопилось достаточно способов, инструментов и знаний для того, чтобы ремесло превратилось в отдельное направление искусства.

Вырезание из дерева фигурок и орнаментов встречалось еще в домовой резьбе Древней Руси.

Примеры декоративной обработки древесины встречались на кораблях, жилых и общественных зданиях, церквях, предметах посуды и домашней утвари. Позже стали встречаться панно и статуэтки, картины и целые архитектурные композиции.

Сегодня резьба по дереву распространена очень широко, особенно часто она используется при изготовлении мебели, музыкальных инструментов, деревянных домов, элементов оружия, деревянной посуды и утвари, а также в виде панно, картин, табличек и прочих декоративных изделий.

Современные мастера создают настоящие шедевры.

Важно!
Таким образом, мы можем назвать художественную резку примером ремесла, переросшего в разряд искусства, причем в этом качестве она проявляет исключительно декоративный характер.

Разновидности техник

Домашнюю утварь часто украшают резными узорами.

За всю историю развития деревянного зодчества и художественной резки по дереву накопилось достаточно много школ, направлений, стилей и способов декоративной обработки древесины. В работах мастеров все эти стили и способы чаще всего переплетаются и дополняют друг друга, однако для понимания техники следует их рассмотреть по-отдельности.

Работа китайского мастера.

Наиболее яркими и показательными будут такие виды резьбы:

  • Контурная. Рисунок создается путем нанесения линий контура с помощью различных стамесок и резаков. Один из самых простых способов;
  • Прорезная. Узор, орнамент или сюжет сначала наносится на плоскую доску, а затем вырезается с помощью лобзика или ножа сквозь эту доску. То есть фон просто удаляется, остаются лишь линии орнаментов или элементы картин;
  • Накладная. Подвид прорезной резьбы, только вырезанный плоский рисунок наклеивается или прибивается к фону, которым служит элемент отделки дома или любая другая доска;
  • Геометрическая. Также относится к числу простых типов резки, при котором узоры создаются клиновидными и скобообразными выемками различной глубины и формы. Существует двух-, трех- и четырехгранная резьба, наибольшее количество узоров дает трехгранная;
  • Плоскорельефная. Относится к глухому (в отличие от прорезного) типу резки, при котором элементы рисунка объемные, но имеют одинаковую высоту над фоном. Фон может быть подобран, иметь подушечный или заоваленный контур;
  • Рельефная. В отличие от плоскорельефного типа, рисунок не просто объемный, он еще по-разному возвышается над фоном, каждая точка имеет свою высоту, плоские поверхности отсутствуют;
  • Объемная, или скульптурная. Наиболее сложный тип обработки, в результате которого получаются статуэтки и объемные скульптуры. Требует от матера не только умения работы с древесиной, но и высокого художественного вкуса, таланта и навыков скульптора;
  • Домовая. Включает в себя все перечисленные способы, используется в деревянном домостроении для украшения элементов внешней и внутренней отделки, перил, дверных ручек, подоконников, наличников, кровли и т. д.;
  • Художественная резьба бензопилой. Наиболее молодое направление, получившее популярность благодаря зрелищности и высокой скорости изготовления скульптур.

Скульптурная резьба считается самой сложной.

Важно!
Большинство из перечисленных техник резьбы способен выполнить станок для вырезания по дереву, однако по-настоящему ценна только эксклюзивная ручная работа.

Виды резьбы

Контурная

Самый простой для работы своими руками способ.

Контурная резьба – это орнаментная резьба, которая была широко представлена в народном творчестве еще с 15 века. В России она была распространена в северных областях и Поволжье.

Станок для вырезания букв из дерева занимается контурной работой.

Техника напоминает гравировку, когда на изделие наносится рисунок, а затем по его линиям выполняется резка. Сами линии прорезаются изогнутой стамеской или ножом, таким образом, получаются полукруглые или треугольные канавки.

Техника напоминает гравировку.

Рисунки обычно простые, это могут быть узоры и орнаменты, изображения животных и людей. Сами изображения схематичны и гротескны, детализация, как правило, невысокая. Это могут быть вырезанные надписи из дерева, украшения на разделочных досках, узоры на элементах деревянной отделки.

Вырезание слов из дерева – пример контурной резьбы.

Важно!
Не следует считать, что данный вид резьбы является примитивным и подходит только дилетантам, создание действительно качественных произведений требует высокого мастерства и опыта.

Прорезная и накладная

Пример прорезного рисунка.

Прорезная резьба по-другому называется пропильной или ажурной. Она отличается тем, что фон полностью удаляется путем выпиливания из доски лобзиком или выкружной пилой.

Здесь понятия «рисунок» и «фон» условны, так как элементы узоров и картин могут создаваться отверстиями, а оставшиеся части доски будут выполнять функции фона. Однако в профессиональной терминологии фоном называют удаляемую часть.

Прорезные и накладные элементы в отделке деревянного дома.

На доску сначала наносят рисунок в виде контурных линий, по которым затем выпиливают фон с помощью лобзика, пилы-курковки, выкружной пилы, напильника, рашпиля или вырезают его резаками. На лицевой части часто снимают фаски с углов или делают насечки, наносят контуры, создают объемные элементы.

Инструкция позволяет украшать лицевую часть дополнительными элементами.

Важно!
Если прорезной узор наложить на цельную доску и прибыть/приклеить, то мы получим накладную резьбу.
В этом, собственно, и заключается их отличие.

Рельефная

Пример якутской рельефной резки.

Данный вид подразделяется на плоскорельефный и просто рельефный. Плоскорельефный отличается тем, что поверхность рисунка плоская и находится на одной высоте над фоном.

Фон может быть подобранным или подушечным. Самый простой вид – это резьба с заоваленным контуром. Она напоминает контурную резьбу, только глубина канавок намного глубже и грани рисунка скруглены.

Пример резьбы с заоваленным контуром.

Подушечный фон – это следующий шаг в сторону усложнения. В отличие от заоваленного контура, линии фона также заовалены, а сам фон опущен ниже уровня рисунка, но выше канавок. Наклон со стороны фона более пологий, при этом все грани фона заовалены и напоминают подушки.

Простой пример подушечного фона.

Подобранный фон – это когда весь фон опущен на уровень дна канавок, а края рисунка резко заовалены. При этом поверхность рисунка остается лежать в одной плоскости, хотя скругленные края могут создать впечатление объема.

Рельеф с выбранным фоном.

Натурально рельефная резьба бывает барельефной и горельефной и относится к разновидностям профессионального искусства. Элементы рисунков или узоров выступают над фоном на половину своей толщины или более, высота в каждой точке рисунка разная, в отличие от плоскорельефного, где рисунок лежит в одной плоскости.

Так выглядит настоящая рельефная картинка.

Важно!
Горельефную резьбу можно сравнить с объемной резьбой, так как обе техники относятся к созданию скульптуры из дерева.

Объемная

Инструмент для вырезания по дереву объемных фигур необходим очень разнообразный.

Наконец, высший пилотаж вырезания по дереву – это объемная резьба. Суть явления понятна из названия – изготовление объемных деревянных фигур или скульптур.

Если рисунок на рельефных работах можно рассматривать только с одной стороны, хоть и под разными углами, то скульптуру можно рассмотреть с любой стороны под любым углом, поэтому художник должен выполнить ее максимально четко, ровно, с сохранением перспективы и пропорций. Малейшее несоблюдение этих принципов будет сразу заметно.

Изделия должны иметь безупречные линии и формы.

С помощью объемной резки выполняют настоящие произведения искусства – статуи, композиции, поделки, фигурные изделия и предметы. Резчик должен обладать всеми возможными навыками работы с деревом, а также быть настоящим художником, скульптором.

Это действительно сложный вид резки, который требует не только владения техникой резьбы, но и развитым художественным вкусом, чувством формы, талантом.

Настоящего скульптора отличает невероятное чувство формы.

Важно!
Так как сделать из ремесленника скульптора очень сложно и далеко не все имеют творческие способности, цена произведений настоящих мастеров очень высока.
Объемная деревянная статуэтка будет по-настоящему хорошим и дорогим подарком.

Вывод

Обработка древесины выросла из ремесла в искусство, которое развивалось с доисторических времен и продолжает свое развитие сегодня. Чтобы получить более наглядное представление об этом искусстве, смотрите видео в этой статье.

Искусство гравюры на дереве — Изучение искусства создания рельефной гравюры

Что такое гравюра на дереве? Гравюра на дереве — это процесс, при котором художник-гравюра на дереве вырезает оттиск на лицевой стороне ксилографии с помощью выемок, сохраняя области печати на одном уровне с верхней частью и удаляя непечатаемые части. Участки, где гравюра на дереве вырезает, не содержат чернил, но символы или изображения на поверхностях были покрыты чернилами, чтобы сформировать гравюры на дереве. Таким образом, искусство резьбы по дереву создается, когда поверхности покрываются чернилами путем прохождения сверху покрытым чернилами валиком, в результате чего чернила образуются на ровной поверхности, но не на участках, не предназначенных для печати.

Содержание

  • 1 Что такое искусство резьбы по дереву?
    • 1.1 Как была разделена на деревянная печать.
  • 3 Ксилография в современной Мексике
  • 4 Знаменитые художники-гравюры на дереве
    • 4.1 Альбрехт Дюрер (1471 – 1582)
    • 4.2 Гюстав Бауманн (1881 – 1971)
  • 5 Часто задаваемые вопросы
    • 5.1 Что такое гравюра на дереве?
    • 5.2 Как делается гравюра на дереве?

 

 

Что такое искусство резьбы по дереву?

С момента своего появления в Китае гравюра на дереве распространилась по всему миру, из регионов Европы в регионы Азии и даже в Латинскую Америку. Рельефная печать на тканях была признана в Европе еще в начале 14 века, но не получила большого прогресса, пока бумага не была создана в Германии и Франции примерно в конце 14 века. Хотя искусство гравюры на дереве часто использовалось для обычных иллюстраций в 17 веке, ни один известный художник по дереву не использовал его.

Голова Купидона (1630) работы Бартоломео Кориолано, пример гравюры на дереве светотени; Кориолано, Бартоломео, 1590 или 1599-1676, художник; Рени, Гвидо, 1575–1642, художник, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

Как разделялся труд полиграфии на дереве

Традиционно как в Восточной Азии, так и в Европе дизайнер просто создавал дизайн гравюры на дереве, оставляя блок- резьба опытным мастерам, известным как резчики блоков или Formschneiders , некоторые из которых были хорошо известны сами по себе. Самыми известными из них являются Ганс Лютцельбургер 16-го века, Иероним Андреа и Йост де Негкер, все из которых владели студиями, а также работали издателями и типографами. Затем Formschneider отправил блок на специализированные принтеры. Пустые блоки были изготовлены другими профессионалами.

Вот почему на выставках или в публикациях гравюры на дереве иногда характеризуются как «разработанные» вместо «сделанных» создателем; тем не менее, большинство источников не делают этого различия.

Репродукция дровосека за работой из книги Das Ständebuch (1568) Йоста Аммана;  Йост Амман, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Преимущество разделения труда заключается в том, что он позволяет опытному художнику быстро приспособиться к среде без необходимости учиться пользоваться столярным оборудованием. Было несколько способов перенести набросанное художником изображение на дерево, чтобы резчик мог его придерживаться. Либо рисунок наносился прямо на блок (обычно после того, как он был выбелен), либо на блоки наклеивался эскиз на бумаге. В любом случае замысел художника был стерт во время процедуры нарезки.

Отслеживание было одним из других используемых способов. В начале 20 века несколько художников из Восточной Азии и Европы начали выполнять весь процесс самостоятельно.

 

Методы изготовления рельефной печати

Печать требует меньшего давления, чем процессы глубокой печати, такие как гравировка и травление. Чтобы сделать приемлемый отпечаток с использованием рельефного подхода, просто прокрасьте блоки, приведя их в постоянный и равномерный контакт с тканью или бумагой. В Европе часто использовали ряд пород дерева, особенно самшит и многие фруктовые и ореховые породы, такие как вишня или груша; тогда как в Японии предпочитали древесину вишни. Необходимо учитывать три процесса печати:

  • Штамповка: Многие ткани и большинство ранних европейских гравюр на дереве, изготовленных между 1400 и 1440 годами, были изготовлены с использованием этой техники. Ткань помещали на ровную поверхность, затем блок помещали поверх бумаги или ткани, а заднюю сторону блока прижимали или забивали молотком.
  • Протирка : Сообщается, что это самый популярный способ печати на бумаге на Дальнем Востоке во все времена. Позже, в 15 веке, он широко использовался для европейского искусства резьбы по дереву, а также для текстиля. Примерно с 1910 до настоящего времени, он также использовался для многочисленных западных гравюр на дереве. Ткань кладется поверх блока, который кладется лицевой стороной вверх на стол. Жесткий коврик, прямой кусок дерева или кожаный фронтон используются для натирания задней части блока.

Позже в Японии начали использовать сложные деревянные шестерни, чтобы помочь удерживать ксилографию абсолютно неподвижно и обеспечить правильное давление на протяжении всей процедуры печати. Это было особенно полезно, когда использовались различные цвета, и их нужно было точно нанести поверх предыдущих слоев краски.

  • Печать на печатном станке : Похоже, что печатные станки стали использоваться в Азии совсем недавно. Печатные станки использовались для европейских блок-книг и гравюр, начиная с 1480 г., а ранее для гравюр на дереве рукописных изображений. Основные утяжеленные прессы могли использоваться в Европе до печатного станка, но четких доказательств нет.

 

 

Искусство гравюры на дереве

гравюра на дереве зародилась в древности в Китае как средство печати на ткани, а затем на бумаге. Самые ранние сохранившиеся остатки гравюры на дереве происходят из Китая, относятся к периоду Хань и сделаны из шелка с оттиском цветов трех разных цветов. Китайская технология ксилографии была привезена в Европу в 13 веке.

В Европу бумага попала несколько позже и создавалась в Италии к концу 13 века, а также в Германии и Бургундии к концу 14 века.

В Европе гравюра на дереве является самым ранним методом, используемым для гравюр старых мастеров, который был разработан около 1400 года за счет использования существующих процессов печати на бумаге. Мадонна в огне , в соборе Форля, Италия, является одной из самых старинных гравюр на дереве на бумаге, которые все еще можно увидеть сегодня. Бум продаж недорогих гравюр на дереве в середине века привел к падению качества, и многие известные гравюры на дереве того периода были грубыми.

Мадонна в огне (Madonna del Fuoco) — ранняя итальянская религиозная гравюра, выставленная в школе в Форли, Италия, начиная с 1425 года. Она пережила пожар 1428 года, уничтоживший школу, и впоследствии была почитаема и перемещена к городскому собору. Это раскрашенная вручную гравюра на дереве, на которой изображены сцены благовещения и распятия, а также различные святые; См. страницу автора, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Штриховка была изобретена намного позже, чем гравировка. Примерно с 1475 года Михаэль Вольгемут оказал влияние на усложнение немецких гравюр на дереве, а Эрхард Ройвич был первым, кто использовал перекрестную штриховку, которую выполнить значительно сложнее, чем офорт или гравировку. Оба этих художника в основном занимались книжной графикой, как и ряд итальянских художников, одновременно повышавших качество в стране.

Ксилография Альбрехта Дюрера к концу века подняла ксилографию Запада до уровня, который, возможно, никогда не был превышен, и существенно поднял статус «однолистной» ксилографии.

Четыре всадника Апокалипсиса (между ок. 1496 и ок. 1498) Альбрехта Дюрера; Альбрехт Дюрер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку и гравюры на дереве, и подвижные шрифты имеют рельефную печать, их можно просто комбинировать. В результате до 16 века гравюра на дереве оставалась основным средством иллюстрации рукописей. Первое произведение искусства гравюры на дереве датируется примерно 1461 годом, всего через несколько лет после того, как Альбрехт Пфистер создал типографию с подвижным шрифтом в Бамберге. Примерно с 1550 г. до конца 19 в.20-го века, когда вновь возник интерес, гравюра на дереве реже использовалась для «одностворчатых» художественных гравюр на дереве.

В большей части Европы, а затем и в некоторых местах он оставался жизненно важным для лубочных гравюр вплоть до 18 века.

В Иране и Восточной Азии искусство достигло высокой степени технического и творческого прогресса. Моку-ханга, или ксилография, была изобретена в Японии в 17 веке как для литературы, так и для искусства. Популярный жанр укиё-э зародился во второй половине 17 века с монохромных гравюр. После печати их иногда раскрашивали вручную. Позже были изготовлены отпечатки с несколькими цветами. Хотя в то время японская гравюра на дереве имела более низкий статус, чем живопись, она стала важным художественным средством.

Актеры в суде (начало 1860-х гг.) Кониши Хиросада; Konishi Hirosada, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

White-Line Woodcuts

Этот метод просто вырезает изображение в основном тонкими линиями, очень похоже на грубую гравюру. Блок печатается традиционным способом, при этом изображение создается белыми линиями на большей части отпечатка. Урс Граф, швейцарский художник 16-го века, первым применил этот подход, но наиболее заметным он стал в 19-м веке.го и 20-го веков, часто в модифицированной версии, в которой в работах использовались огромные участки белой линии, сопоставленные с частями в обычном стиле черной линии. Феликс Валлоттон был первым известным художником.

Человек с помощью ручного стамески вырезает гравюру на дереве по белым линиям на японской фанере. Рисунок был нарисован мелом на раскрашенной поверхности фанеры; Zephyris, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

 

Японизм

Японские гравюры в значительных количествах начали поступать в Европу в 1860-х годах, как раз тогда, когда японская культура знакомилась с западным изобразительным искусством , и были довольно модными, особенно во Франции. Многие художники находились под их влиянием, в том числе Пьер Боннар, Эдуард Мане , Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Эдгар Дега, Феликс Валлоттон, Винсент Ван Гог и Мэри Кассат.

Жюль Кларети ввел термин «японизм» в 1872 г.

Титульный лист Paris Illustré « Le Japon» vol. 4, май 1886 г. , вып. 45-46. Иллюстрация, сделанная по гравюре Кейсай Эйзен, является зеркальным отражением оригинальной гравюры на дереве. Это был источник для картины Винсента Ван Гога «Куртизанка» (по Эйзену), 1887; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя японское влияние отразилось во многих творческих формах, особенно в живописи, оно привело к возрождению гравюры на дереве в Европе, которая была на грани исчезновения как основная художественная среда. За исключением Феликса Валлоттона и Поля Гогена, большинство упомянутых выше художников использовали литографию, особенно для цветных гравюр. Художники, в первую очередь Эдвард Мунк и Франц Мазерель, продолжали использовать эту среду, которая приобрела популярность в модернизме из-за легкости, с которой весь процесс, включая печать, можно было выполнить в студии с минимальным специальным оборудованием.

Немецкие экспрессионисты также широко использовали гравюры на дереве.

Гравюра на дереве без названия с изображением летящей женщины (ок. 1902 г.) немецкого художника-экспрессиониста Фридриха Кенига; Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons Три буддийские изображения 10 века являются самыми ранними из известных. Европейские гравюры на дереве с цветными блоками, известные как гравюры на дереве светотени, были разработаны в Германии около 1508 года. Цвет, с другой стороны, не стал стандартом, как это произошло в Японии с укиё-э и другие жанры.

Цветные гравюры на дереве в основном использовались для печати, а не для обложек книг в Японии и Европе.

В Китае, где отдельные гравюры не появлялись до 19 века, верно обратное, и ранние цветные гравюры на дереве обычно можно увидеть в роскошных художественных публикациях о живописи, более известном материале. Первым известным примером является книга о чернильных лепешках, выпущенная в 1606 году, а техника цвета была на пике своего развития в книгах по живописи, изданных в 17 веке. Ярким примером является Руководство по рисованию сада с семенами горчицы , выпущенное в 1679 году. 5-е, более позднее издание 1782 г. опубликовано в Сушу, Китай; ReijiYamashina, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

В Японии цветовой метод, известный как nishiki-e , в его полностью развитой форме получил более широкое распространение и использовался для печати, начиная с 1760-х годов. Текст почти всегда был монохромным, как и иллюстрации в книгах, но по мере того, как укиё-э становилось все более популярным, возникало желание постоянно увеличивать количество цветов и сложность методов.

 

Гравюры на дереве со светотенью

Гравюры на дереве со светотенью представляли собой гравюры старых мастеров, сделанные из нескольких блоков, напечатанных разными цветами; они не всегда имеют значительные контрасты света и тени. Сначала они были созданы для создания тех же эффектов, что и картины светотени. Настоящая ксилография светотенью, созданная для двух блоков, вероятно, была изобретена в Германии в 1509 году Лукасом Кранахом Старшим, хотя он задним числом датировал некоторые из своих первых гравюр и добавил тоновые блоки к некоторым гравюрам, изначально разработанным для монохромной печати, и ей быстро предшествовал Ганс Бургкмайр. .

Несмотря на утверждение Джорджио Вазари об итальянском происхождении в Уго да Карпи, первые итальянские экземпляры датируются примерно 1516 годом. Пармиджанино и Ханс Бальдунг — еще два гравера, которые использовали этот метод.

Тибуртинская сивилла и император Август , также известная как Тибуртинская сивилла, изображающая Деву Марию с Младенцем Христом на коленях императору Августу , представляет собой гравюру на дереве 16-го века Антонио да Тренто по проекту Франческо Пармиджанино; Антонио да Тренто (ок. 1508–ок. 1550), по проекту Франческо Пармиджанино (1503–1540), общественное достояние, с Wikimedia Commons

Метод широко использовался в немецких государствах в первые десятилетия 16 века, хотя итальянцы продолжали использовать его до конца века, а более поздние художники, такие как Хендрик Гольциус, иногда использовали его.

В немецком стиле один блок обычно представляет собой просто линии и называется «линейным блоком», в то время как другой блок или блоки имеют плоские цветовые пятна и называются «тоновыми блоками».

Пейзаж с водопадом (ок. 1597-1600) Хендрика Гольциуса, гравюра на дереве со светотенью, напечатанная из трех блоков черной и зеленой тушью; Хендрик Гольциус, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Итальянцы часто использовали просто тональные блоки для совершенно особого вида, что намного ближе к первоначальному применению термина для набросков светотени или акварельных работ. Торстен Биллман, шведский печатник, изобрел вариант метода светотени с большим количеством серых тонов от обычных типографских красок в 19 веке.30-х и 1940-х годов. Гуннар Юнгмаркер назвал этот стиль «гравюрой на дереве гризайль». Это метод печати, который считается довольно трудоемким. В нем используется много блоков из серого дерева в дополнение к белым и черным ключевым блокам.

 

 

Гравюра на дереве в современной Мексике

В период с начала до середины 20-го века гравюра на дереве стала видным художественным жанром в Мексике. На протяжении всей эпохи мексиканской революции средства массовой информации использовались для передачи политической агитации и были своего рода политической деятельностью. В этот период искусство гравюры на дереве также использовалось для распространения левых идеологий, таких как коммунизм, социализм и антифашизм, в Европе, Китае и России.

Этот метод популяризировал в Мексике Хосе Гуадалупе Посада, который был признан основателем гравюры в Мексике и считается первым мексиканским современным художником.

До и во время мексиканской революции он был юмористическим гравером и карикатуристом, продвигавшим искусство коренных народов Мексики. Он разработал характерные изображения скелетов, которые сегодня можно увидеть в мексиканской культуре и искусстве, с помощью произведений искусства резьбы по дереву.

Скелеты как ремесленники (ок. 1890–1910) Хосе Гваделупе Посада, гравюра на дереве; Хосе Гуадалупе Посада, CC0, через Wikimedia Commons

После мексиканской революции в стране произошла политическая и социальная нестабильность, сопровождавшаяся забастовками, митингами и маршами рабочих. В этих случаях потребовалось использование недорогих графических изображений массового производства, которые можно было наклеивать на стены или распространять во время протестов. Обычно требовалось, чтобы информация распространялась среди широкой общественности дешево и быстро. В то время многие люди были еще необразованными, а после революции возникло стремление к массовому образованию.

Когда в 1910 году началась революция, только 20% мексиканцев умели читать. Считалось, что искусство играет очень важную роль в этом деле, и политические художники использовали журналы и таблоиды, чтобы проиллюстрировать свои мысли.

В то время Мексика изо всех сил пыталась найти свою идентичность и вырасти как сплоченная нация. Структура и форма эстетики гравюры на дереве позволила объединить огромное разнообразие тем и визуальной культуры. Впечатанные в дерево традиционные, народные образы и авангардные образы современности обладали сравнимой красотой. Рядом с изображением села возникла городская картина страны и типичного крестьянина. Этот символизм помог политикам, которые хотят сплоченной нации. Фактические процессы резки и печати гравюр на дереве также подтвердили убеждения многих людей о ручном труде и правах рабочих.

 

 

Известные художники-гравюры на дереве

Гравюра на дереве находила мастеров в разные творческие периоды. Этот подход возродился в Европе в конце 19-го и начале 20-го веков, когда такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Гоген, делали гравюры на дереве, которые подчеркивали линейные аспекты метода с большим преимуществом. Вот несколько известных художников-гравюр на дереве.

 

Альбрехт Дюрер (1471 – 1582)

Национальность немецкий
Дата рождения 21 мая 1471
Дата смерти 6 апреля 1528
Место рождения Нюрнберг, Германия

Многие художники использовали гравюры на дереве, так как у них такая длинная история. Альбрехт Дюрер, немецкий художник и печатник, в молодости выучился на художника и гравера в Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Знакомство с книгопечатанием в раннем возрасте, должно быть, произвело на него впечатление.

Дюрер превратил гравюру на дереве в утонченный художественный стиль, создав динамичные картины с тонкими линиями и тонкими штрихами.

Святой Иоанн перед Богом и старцами (1498) Альбрехта Дюрера; Альбрехт Дюрер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ксилографии Дюрера являются одними из самых известных в мире искусства. Его включение классических элементов в северное искусство, чему способствовало его понимание немецких гуманистов и итальянских художников, закрепило его статус одной из самых влиятельных личностей Северного Возрождения. Это подтверждается его теоретической книгой, включающей математические концепции, перспективу и идеальные пропорции.

Гравюры на дереве Дюрера укрепили его имя во всей Европе, когда ему было еще 20 лет, и с тех пор он широко известен как один из величайших художников эпохи Возрождения в Северной Европе.

 

Гюстав Бауманн (1881–1971)

Национальность Немецко-американский
Дата рождения 27 июня 1881 г.
Дата смерти 8 октября 1971 г.
Место рождения Магдебург, Германия

Гюстав Бауманн использовал чернила на масляной основе и печатал свои блоки на крошечном прессе, чтобы следовать традиционному европейскому стилю цветной рельефной печати. Это противоречило моде того времени среди многих американских художников использовать натертые вручную ксилографии в традиционной японской манере. К этому моменту он создал собственную печать художника: открытую ладонь на сердце. В то время его Мельничный пруд был самой большой цветной гравюрой на дереве.

Они были представлены на Панамско-Тихоокеанской международной выставке в 1915 году, когда Бауманн получил золотую награду за цветную гравюру на дереве.

Горное золото (1926) Гюстава Баумана; Gustave Baumann, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1918 году он отправился на юго-запад, чтобы исследовать колонию художников Таоса в Нью-Мексико. Он сел на поезд в Санта-Фе, потому что подумал, что он слишком занят и общителен. Художественный музей открылся только годом ранее, и его куратор Пол Уотер убедил Баумана остаться. Он подружился с несколькими местными художниками и участвовал в многочисленных общественных фестивалях в Санта-Фе. Он создал оригинальную голову Зозобры, лепил и играл с марионетками. Помимо своих известных цветных гравюр на дереве, Бауманн также создавал мебель и картины маслом. Его картины изображали виды на юго-запад, старые индийские петроглифы, садовые темы, жизнь пуэбло и фруктовые сады.

 

На этом мы завершили наш обзор гравюр на дереве. Гравюра на дереве распространилась по всему миру из Китая, из Европы в регионы Азии и даже в Латинскую Америку. Рельефная печать на текстиле была признана в Европе еще в начале 14 века, но не имела большого прогресса, пока бумага не была изобретена в Германии и Франции примерно в конце 14 века. Несмотря на то, что художественная гравюра на дереве широко использовалась для популярных изображений в 17 веке, ни один известный художник по дереву не использовал ее.

 

 

Взгляните на нашу веб-историю о ксилографии здесь!

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Что такое гравюра на дереве?

Гравюра на дереве — это метод, при котором художник-гравёр вырезает оттиск на лицевой стороне ксилографии с помощью выемок, удерживая печатные участки на одном уровне с верхней частью и стирая непечатаемые части. Участки, где художник-гравёр обрезает, не имеют чернил, но поверхности были покрыты чернилами, чтобы получились гравюры на дереве. Когда поверхности покрыты тушью путем прокатки по надрезу покрытой краской скалкой, краска образуется на ровной поверхности, но не в непечатных частях, создается искусство гравюры на дереве.

 

Как делается гравюра на дереве?

Исторически сложилось так, что и в Восточной Азии, и в Европе дизайнер просто разрабатывал дизайн гравюры на дереве, оставляя резьбу по блоку опытным мастерам, известным как резчики блоков или формшнайдеры, некоторые из которых были хорошо известны сами по себе. Ганс Лютцельбургер, Иероним Андреа и Йост де Негкер, все из которых имели студии, а также работали издателями и печатниками в 16 веке, являются одними из самых известных. Впоследствии Formschneider отправил блок в специализированные типографии. Другие профессионалы изготовили пустые блоки. В результате на выставках или в публикациях гравюры на дереве часто упоминаются как разработанные, а не сделанные создателем; тем не менее, в большинстве источников не проводится различие между ними.

 

Ксилография | Техника, история, художники и факты

Хиросигэ: № 26 Мотидзуки

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Альбрехт Дюрер Уильям Хогарт Василий Кандинский Лукас Кранах Старший Эдвард Мунк
Похожие темы:
высокая печать ксилография ключевой блок иллюстрация

См. все связанные материалы →

гравюра на дереве , техника печати рисунков на деревянных планках, надрезанных параллельно вертикальной оси волокон древесины. Это один из старейших методов изготовления отпечатков с рельефной поверхности, который использовался в Китае для украшения текстиля с 5 века н.э. В Европе печать с древесных плашек на текстиле была известна с начала 14 века, но мало развивалась до тех пор, пока во Франции и Германии в конце 14 века не начали производить бумагу. Вырезы с толстым контуром и небольшой штриховкой, как Христос перед Иродом , может датироваться 1400 годом, в то время как самая ранняя датированная гравюра немецкого происхождения — это гравюра Святого Христофора 1423 года из монастыря Буксхайм. В Баварии, Австрии и Богемии религиозные изображения и игральные карты были впервые изготовлены из деревянных блоков в начале 15 века, а развитие печати подвижным шрифтом привело к широкому использованию гравюр на дереве в Нидерландах и Италии. В 16 веке гравюра на дереве с черными линиями достигла своего наибольшего совершенства благодаря Альбрехту Дюреру и его последователям Лукасу Кранаху и Гансу Гольбейну. В Нидерландах Лукас ван Лейден и в Италии Якопо де Барбари и Доменико Кампаньола, которые, как и Дюрер, гравировали на меди, также делали гравюры на дереве.

Процесс гравюры на дереве широко использовался для популярных иллюстраций в 17 веке, но ни один крупный художник не использовал его. В начале 19 в. на смену ей пришла гравюра на дереве, воспроизводившая картины и скульптуры легче и точнее, чем ксилография. Однако с развитием фотогравюры в середине 19 века гравюра на дереве утратила свою популярность. Примерно в это же время художники вновь открыли для себя выразительный потенциал гравюры на дереве. Вместо мелкозернистых лиственных пород, традиционно используемых в гравюрах на дереве, норвежский художник Эдвард Мунк начал использовать в своих рисунках текстуру хвойных пород, а французский художник Поль Гоген добивался новых тонов и текстур, обрабатывая поверхность дерева наждачной бумагой. Гравюра на дереве стала важным средством для немецких экспрессионистов, которые, вдохновленные жизненной силой средневековых гравюр на дереве, выдалбливали и грубо обтесывали дерево для достижения брутального эффекта. В Соединенных Штатах гравюры на дереве приобрели значение в 1920-х и 30-х годов через иллюстрации Роквелла Кента и художников, работающих в Управлении прогресса работ (WPA). После Второй мировой войны художники Миш Кон, Леонард Баскин и Кэрол Саммерс продолжили развитие гравюры на дереве в Соединенных Штатах. В конце 1970-х — начале 1980-х годов он снова возродился, во многом из-за изменения эстетики в живописи.

Подробнее по этой теме

эстамп: Гравюра на дереве

Гравюра на дереве, появившаяся в 8 веке на Востоке и в начале 15 века на Западе, является самым ранним известным рельефным шрифтом…

Гравюры на дереве также играют важную роль в истории японского искусства. В 17 веке в Японии получил распространение жанр жанрового искусства под названием укиё-э.