Стиль романский интерьер: Интерьер в романском стиле: примеры, характерные черты, характеристика

Интерьер в романском стиле: примеры, характерные черты, характеристика

Автор: Алла Бабай, дизайнер интерьера

История возникновения романского стиля

Романский стиль возник в X-XII веках, когда Европу разрывали междоусобные войны, укреплялась церковь, поэтому архитектура сооружений периода величественна и монументальна. Замки с центральной жилой башней донжоном, монастыри, храмы с огромными колоннами и полуциркульными арками – все вписано в среду, сложено из огромных камней, добытых в той местности, где стоят сооружения. Простые конструкции из кубов, цилиндров, призм неприступны на вид: толстые стены, узкие окна не дают противнику шанса попасть внутрь без разрешения владельца.

В современных реалиях не все так категорично. Если заказчику по духу атмосфера романского или замкового стиля, основой концепции дизайн-проекта становятся функциональность и надежность.

Особенности стиля

За суровыми стенами такой же суровый быт: под сводчатыми потолками мощные двери, грубая мебель, ставни, редко застекленные окна, ковры-гобелены вместо штор, печи и камины. Все функционально и нет ничего лишнего. Строгость компенсируют богатый декор: мозаичные полы в парадных залах, витражи, скульптуры, кованые накладки, ритмы гвоздей на деревянных предметах, прекрасные росписи.

Цвет

По цветам стиль прост и лаконичен. Яркий красный и темный травянистый зеленый, бордовый и изумрудный, чередующиеся белый, серый и черный образуют восхитительные контрастные орнаменты. Редко увидишь синий – краска этого оттенка была непомерно дорогой. Очень обеспеченные люди могли себе позволить отделку золотом.

Стены

Роспись по штукатурке и современные аналоги (фрески и фотообои) изменит геометрию помещений, сюжетные композиции добавят характер. Вообще роспись и скульптура играют важную роль в стиле. Мифологические животные и люди, стилизованные растения, — все мастерски обыграно геометрией, и даже неграмотный человек может понять сюжет и смысл.

Лепнина с гладкотянутым профилем структурирует плоскости стен и потолка, декоративные вставки и розетки добавят мелких деталей. Карнизы и молдинги красят однотонно или декоративной краской, декорируя под конструктивные элементы здания, расписывают орнаментами.

Потолки

В отделке потолка возможны варианты с деревянными балками или кессонами. Своды, возведенные много веков назад, тоже будут актуальны, особенно интересны они в коридорах и в высоких помещениях.

Полы

Для пола выбирается либо плитка, либо материалы с текстурой дерева. В идеале используется натуральное дерево, допускается браширование, состаривание. Из плитки стоит обратить внимание на клинкер, майолику, известняк, мрамор и гранит.

Освещение и мебель

Светильники и мебель, с резными деревянными частями, с состаренным металлом дополнят образ. Уместны ковка и кожаные вставки. Лампы, имитирующие свечи, будут кстати.

Декор

В декоре используется скульптура из известняка, вазы и вазоны с росписью в восточном стиле или с более грубой фактурой, подсвечники, картины и тусклые зеркала в широких рамах, элементы рыцарской тематики.

Текстиль

Текстилю в романском стиле уделяется огромное значение. Ковры (в т.ч. таписерии и шпалеры) добавляют уют и оживляют интерьер. Подбираются плотные портьеры на мощном карнизе с кронштейнами или на держателях. Подходят все виды шерстяных тканей, шелк, тафта, хлопок с восточными мотивами или геральдикой, геометрией, иногда простая мешковина.

Романский стиль в дизайне интерьера

Кухня, столовая

Для столовой и кухни сложно подобрать мебель в романском стиле, но это вполне выполнимо. С аксессуарами проще. Посуда цвета меди, как и бытовая техника, весьма распространена. Особенно по-средневековому в кухнях смотрятся встроенные в облицованный короб вытяжки, подвеска утвари над рабочим островом. А для столовой зоны обязателен текстиль контрастных оттенков, создающий парадное настроение. Пир – неотъемлемая составляющая романской эпохи.

Гостиная

Главное в гостиной – камин. Для него можно использовать узкий камень, бут, кирпич, брус, каменные плиты, керамическую плитку, штукатурку. Для стен они также подойдут, как и обои с текстурами вышеуказанных покрытий.

Спальня и детская

Для оформления личных комнат (спальня, детская) отдается предпочтение более уютным решениям: легкие светильники, вплоть до отказа от потолочного света в пользу бра, минимальное использование камня, кровать с балдахином, встроенные шкафы, закрывающиеся портьерами. Обязательны ковры на полу.

Ванная

Выбирать материалы для ванной комнаты следует по рекомендациям, приведенным выше. Влажные помещения более технологичны, так что появление современных элементов обосновано.

Вообще романский стиль предпочитают люди основательные, желающие жить «как за каменной стеной» в прямом и переносном смысле. По сравнению с другими интерьерными решениями он фундаментален, в каком бы помещении ни был представлен, независимо от того, насколько он самобытен или адаптирован под современность.

Романский стиль в интерьере. Интерьер в романском стиле.

Термин «романский стиль» ввел в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры Средневековья с древнеримской архитектурой.

  • 1 из 1

На фото:

Время и место. Возник в X веке и был распространен в странах Западной Европы. Роскошь, искусство оформления и художественное ремесло античного мира были преданы забвению. Романский стиль возник на базе византийского, варварского и восточного влияний. Англичане называли его англосаксонским искусством, а после норманского завоевания – норманским стилем.

Характерные черты. Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Монументальность в архитектуре и массивность форм в интерьере.

Архитектура.

Романский стиль нашел свое выражение в храмах, монастырях и замках. Основной принцип – аскеза. Никаких излишеств. Каждый дом – крепость: толстые стены, маленькие окна и высокие башни-бельведеры, между башнями – зубчатые галереи. Тяжелые каменные своды опирались на мощные колонны и полуциркульные арки. Архитектура впечатляла своей масштабностью.

  • 1 из 1

На фото:

На фото: модель Pompeiana от фабрики Tagina Ceramiche DArte.

Интерьер. Романский стиль в интерьере отличался простотой оформления и используемых материалов. Пол облицовывали мозаикой, в основном – из натурального камня, и покрывали восточными коврами.

Внутренние помещения украшали фресками и рельефами. Большие вазы с рисунками и тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) дополняли расписной кессонный потолок. Позднее появляется деревянная обшивка и окрашенные в разные цвета потолочные балки. А на окнах – занавеси и шторы.

Основные цвета в интерьере – серый, красный, охристый и черный.

  • 1 из 1

На фото:

Мебель. Мебель играла в период Средневековья сугубо прикладную роль и отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью и кричащими красками.

Материалами для такой мебели служили бронза и дорогая древесина. Романский стиль в интерьере был представлен универсальным предметом – сундуком. Он был и кроватью, и скамьей, и системой хранения. Позже у него появились ножки и дверцы, что сделало его больше похожим на современный шкаф. Мастера украшали мебель росписью, деревянной резьбой и кованной железной фурнитурой.

  • 1 из 1

На фото:

Кровати в то время напоминали рамы на резных ножках, окруженные низкой решеткой, и с балдахинами, которые защищали от холода.

Основные мотивы:

  • растительные: стилизованные листья, гроздья, вьющиеся растения;
  • анималистические: разные животные, мистические чудовища;
  • геометрические: формы наподобие меандра, зигзагообразные линии и плетения.

Модель VA936 от фабрики Arte Brotto.

Комментировать в FB
Комментировать в VK

Richardsonian Romanesque Architecture & Interiors

Романский стиль из красного кирпича в Саванне, Джорджия (1887 г.)

В то время как готика взлетела, романский стиль пригнулся, предполагая не легкость бытия, а структуру и прочность. Массивные арки ломали каменные стены. Угловые башни кажутся почти крепостными.

Стиль возрождения впервые был использован в США в 1850-х годах. Подумайте об оригинальном здании Смитсоновского института в Вашингтоне — «замке» Джеймса Ренвика — или о церкви Святой Троицы в Филадельфии Джона Нотмана. Но этот стиль стал чем-то новым, когда он был принят для жилых помещений бостонским архитектором Генри Хобсоном Ричардсоном, одним из величайших 19архитекторы X века.

Копшахольм, Саут-Бенд, Индиана (1895 г.)

Сначала Ричардсон использовал романский стиль для общественных зданий, таких как знаменитая церковь Святой Троицы в Бостоне. Затем он взял монументальные формы и масштабировал их для городских резиденций. Его адаптация завершилась уникальным проектом 1885 года для дома Глесснера в Чикаго, где строгий плоский каменный фасад уступает место башням в скрытом внутреннем дворе. Внутри планировка представляет собой протосовременное открытое пространство, построенное на идее средневекового большого зала.

Здания, называемые романскими, почти всегда каменные. Романские формы встречаются в викторианских зданиях с деревянным каркасом и черепицей, но их обычно относят к стилю черепицы.

Проекты Ричардсона, которыми восхищались и разрекламировали, были адаптированы другими архитекторами, в том числе теми, кто работал в его фирме или сменил его после его безвременной смерти: Шепли, Рутан, Кулидж и Джон Веллборн Рут хорошо известны своей архитектурой. Стиль «Ричардсоновский романский» использовался для рядных домов от Нью-Йорка и Филадельфии до Чикаго и Канзас-Сити, а также для всех типов построек на Среднем Западе.

Отличительные признаки романских построек

Массивность, конструктивный вид, почти всегда в каменной кладке, часто необработанная (грубая)
Кладка разных типов часто появлялась вместе: кирпич с камнем, коричневый камень с гранитными перемычками и резной коричневый камень орнамент
Арочные проемы, аркадные окна, арочные портьеры и т. д.
Башня или башенка с конической крышей
Смелый орнамент , в том числе крупная резьба, кельтские переплетающиеся мотивы, ленточные ряды, паутинные арки, резные фигуры (включая херувимов, грифонов и львов) и выступы на карнизах
Королева Анна детали, такие как эркер или эркер, разделенные окна или декоративные панели

Романский интерьер

Внутренние помещения часто столь же смелые, как и внешний вид, с арками, массивными лестницами, обшитыми панелями стенами, огромными каминами и резьба. Дома Ричардсона были сосредоточены в жилом зале, из которого вытекали лестница и гостиная. Темный дуб был обычным явлением.

Смешанная мебель Среднего Викторианского, Якобинского и Эстетического Движения. Комнаты в 1890-х годах часто были оформлены в стиле исторического возрождения, от «колониального» до французского изящного искусства. Дом Глесснера в Чикаго был украшен обоями и тканями Morris & Co.

Рекомендуемая литература

Живая архитектура: биография Ричардсона
Джеймс О’Горман (Саймон и Шустер, 1997)
Исследование архитектора (1838–1886), 150 фотографий, демонстрирующих его работы . Очевидно, что Ричардсон был и талантливым интерпретатором исторической архитектуры, и мыслителем раннего модернизма.

Х. Х. Ричардсон: Полное собрание архитектурных работ
Джеффри Карл Окснер (MIT Press, 1985)
Полный каталог его работ, построенных и непостроенных, уцелевших и снесенных, включая офисы, колледжи, магазины, библиотеки, церкви, железнодорожные станции и жилые дома. Иллюстрировано эскизами, планами, фотографиями интерьера и экстерьера; карты и адреса даны для уцелевших зданий. Издание в мягкой обложке завершают восемь дополнительных статей.

Генри Хобсон Ричардсон: Дом Дж. Дж. Глесснера, Чикаго
Элейн Харрингтон (Distributed Art Pub Inc., 1993)
60-страничная монография о доме с фотографиями Хедриха Блессинга. Из печати.

Фрэнк Фернесс: Полное собрание сочинений
Джордж Э. Томас и др. (Princeton Architectural Press, 1997)
Исчерпывающая монография о творчестве филадельфийского архитектора Фернесса, работавшего в стилях Stick, Reformed Gothic, Exotic и Романские стили той же эпохи, что и Ричардсон. 600 фотографий и рисунков.

Дома МакКима, Мид энд Уайт
Сэмюэл Г. Уайт (Universe, 2004)
Дома, построенные выдающимися архитекторами эпохи Ричардсона (и последующего поколения). С 1879 по 1912 год фирма спроектировала более 300 жилых домов в таких местах, как Ньюпорт, долина Гудзона и Лонг-Айленд. Показаны экстерьеры и помещения внутри.

Эстетическое движение
Лайонел Ламборн (Phaidon, 1996)
Английское художественное движение 1880-х и 1890-х годов, оказавшее такое большое влияние даже в Америке. Книга монументальна, но очень удобочитаема, начиная с увлечения японизмом и заканчивая Уистлером, Раскином, Оскаром Уайльдом, Годвином и даже Макинтошем. щедрый.

Романские мотивы, интерьеры и архитектура

 Важные мотивы включают круглую арку, фигуры, карнизы, животных, гротески и фантастические фигуры, листву, геральдические орнаменты, складки полотна, зигзаги, ромбы и геометрические формы.

 

 

Архитектура:  проблемы с обеспечением больших структурно устойчивых церквей для размещения толп паломников и верующих, а также с хорошим освещением, акустикой и огнестойкостью. Строители часто обращаются к сохранившейся местной римской архитектуре и методам строительства и усваивают влияние византийского, исламского, каролингского, оттонского, кельтского, немецкого и нормандского дизайна.

Этот новый подход создает общий архитектурный язык, более продуманный и преднамеренный, заменяющий традицию и интуицию.

 

Архитектурные элементы экстерьера и интерьера обеспечивают порядок, единство, читаемость и монументальность. Акцент делается на солидности, весомости, архитектурных элементах, таких как арка и пирс, а также на лепных украшениях и скульптуре, подчеркивающих конструктивные особенности. Композиции симметричны и упорядочены, часто с небольшим количеством отверстий. Романский стиль возрождает использование фигурной и нефигурной скульптуры, особенно вокруг окон, порталов и арок.

Церкви и монастыри являются основными типами зданий. Церкви служат местами отправления культа, закусочными и общежитиями. Другие типы архитектуры включают общественные здания, таунхаусы, замки, усадьбы и фермерские дома. Несколько сохранившихся светских построек — это в основном замки, которые редко демонстрируют романские стилистические характеристики.

Планы этажей: Многие церкви следуют так называемому плану паломничества , в котором боковые проходы по бокам нефа проходят вокруг трансепта и круглой апсиды.

Планы основаны на модуле, состоящем из одного отсека нефа. Проходы составляют половину этого блока по ширине. Модули позволяют бесконечно изменять размер и конфигурацию.

 

Материалы:  Церкви в основном каменные для предотвращения пожаров. В некоторых сохранились деревянные потолки и крыши. Большинство использует местный камень из-за трудностей с транспортировкой. Экстерьеры часто имеют несколько типов контрастных цветов.

Двери и окна. Округлые двери, окна и аркады демонстрируют фигурные и нефигурные скульптуры.

Романская скульптура относится к архитектуре.

 

Крыши: Деревянные крыши обычно двускатные. Часовни и башни могут иметь конические или пирамидальные крыши. Неф и фланговые проходы иногда имеют собственные крыши.

Интерьеры: интерьеры церквей имеют многие общие черты романского стиля: круглые арки, повторяющиеся модули, ребристые своды, составные опоры, трифорий, толстые стены и каменные потолки. Как и экстерьеры, архитектурные элементы создают индивидуальность, индивидуальность, ритм и порядок.