Картины в стиле экспрессионизма: Expressionism Art — History, Paintings, Artists, Characteristics

Макс Бекман, Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эгон Шиле, Василий Кандинский

  • Макс Бекман
  • Эдвард Мунк
  • Эрнст Людвиг Кирхнер
  • Эгон Шиле
  • Василий Кандинский

Updated:

Экспрессионизм возник в конце XIX — начале XX века и стал открытием в европейском искусстве эпохи модернизма. Как и многие другие течения в живописи он возник как протест — в данном случае против того, что человек все более удаляется от природы. Экспрессионистов раздражало засилье мещанского китча, лживый лоск и вульгарная бравурность современного общества. Вдохновленный импрессионизмом, он изображает не реальность как таковую, а реакцию человека на эту реальность.

Именно поэтому в картинах экспрессионистов так много ярких мазков, выразительных деталей и гипертрофированной экспрессии чувств, на грани душевного эксгибиционизма — в пику общественным «ценностям» и «приличиям».

К слову, сам термин «экспрессионизм» (от латинского expressio — «выражение») был, как говорят, предложен искусствоведом из Чехии А. Матешеком в 1910 году. Причем название призвано было отделить его от «импрессионизма» (от франц. «впечатление») и подчеркнуть разницу между ними — грезящий наяву импрессионизм и живущий в непрезентабельной реальности, страдающий экспрессионизм. Вот самые яркие и известные представители жанра.

Макс Бекман

Одно из известнейших имен в мире живописи — немецкий художник, портретист, экспрессионист Макс Бекман (Max Beckmann). Именно ему, кстати, средневековый триптих обязан своим возрождением.

Более всего Бекман прославился как портретист — его портреты в стиле веризм украшают знаменитые галереи и частные коллекции. Авангардные шедевры художника поражают ярковыраженной эмоциональностью.

Полотна в мрачных тонах со скупо прорисованными лицами, гротескные позы и мимика, контрасты, тяжелые, порой грубые мазки — все эти приемы очень точно передают эмоцию страдания, создают атмосферу тревожности сродни предчувствию скорого апокалипсиса.

Эдвард Мунк

Норвежский живописец Эдвард Мунк (Edvard Munch) — прямое опровержение тезиса о скандинавской невозмутимости и сдержанности эмоций. Его агонистический «Крик» — квинтэссенция скорби, поражающей своей силой и глубиной.

Глубокое влияние на творчество художника оказали книги Достоевского и произведения импрессионистов — одна из известнейших картин Мунка «Больная девочка» написана после посещения им выставки импрессионистов в Париже, где состоялось его близкое знакомство с творчеством Поля Гогена (Paul Gauguin) и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh).

Нельзя сказать, что жизнь художника была переполнена серьезными трагедиями, но те из них, которые все же случились, оставляли в его душе и живописи глубокий след. Так, после глупой выходки любовницы Мунк на полгода оказался в психиатрической клинике, после выхода из которой манера его письма резко изменилась — мягкие и плавные линии, смягченные цвета полностью трансформировались, превратившись в свои противоположности.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) вошёл в историю как один из основателей немецкого экспрессионизма — наряду с Бекманом. Полотна живописца своей драматичностью и экспрессивностью не уступают шедеврам ван Гога, отличаясь от последних большей экологичностью. К слову, творчество ван Гога произвело на Эрнста Людвигаа Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) неизгладимое впечатление — настолько сильное, что он даже решился заимствовать некоторые из его сюжетов. Так, кисти Кирхнера принадлежит картина «Женский профиль и подсолнухи», где подсолнухи весьма напоминают вангоговские.

Кирхнер испытывал большой интерес к искусству примитивных океанских и африканских племен — этот интерес к примитивной живописи можно увидеть во многих полотнах мастера. Как и на творчество других экспрессионистов, на живопись Кирхнера оказали сильное влияние события и того непростого периода (Первая мировая война, гитлеровский «крестовый поход» против «дегенеративного искусства»), и личные драмы.

В конце концов, художник, будучи человеком тонкой нервной организации, измученный болью и душевными муками, покончил с собой в 1938 году.

Эгон Шиле

В работах австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele) можно отчетливо разглядеть признаки влияния творчества ван Гога, Мунка и Густава Климта.

С последним живописец познакомился и сдружился еще будучи студентом в венской Академии художеств. Увы, живописец прожил недолго — всего 28 лет.

Эпидемия «испанки», бушевавшая в Европе в 1918-м унесла и его жизнь. Наследие художника — в него вошли три сотни картин, несколько тысяч рисунков, — сегодня служит предметом гордости известнейших мировых музеев.

Василий Кандинский

Именно ему принадлежит идея создания известного немецкого объединения экспрессионистов «Голубой всадник» — столь же известного, как и знаменитая группа «Мост».

Василий Кандинский, начинавший как художник-экспрессионист, постепенно отошел от жанра и пришел к идее превосходства формы над содержанием — абстрактному экспрессионизму.

Рожденный в России и прошедший обучение живописи в Мюнхене, он по возвращении с удовольствием принимал участие в становлении искусства Страны Советов. Однако уже в 1921 году художник эмигрировал в Германию, а затем в Париж.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Джованни Беллини: биография, творчество, лучшие картины итальянского художника Музей Гигера: чужие уже среди нас Картина «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» Владимира Боровиковского — сентиментальная ода женской красоте и невинности Густав Климт и Золотое Таро Эрнст Барлах — яркий немецкий художник, люто ненавидевший войну Репродукционная фотография — как снимать документ или произведение искусства? Александр Михайлович Герасимов — художник, воспевавший авторитет и идеи коммунистических вождей Константин Савицкий — «печальник горя народного» Картины Густава Климта.
    За что феминистки критикуют художника и почему они зря это делают В лабораториях Индии разработали художественную краску на основе загрязненного воздуха

    Экспрессионизм в живописи: история художники картины

    Экспрессионизм возник одновременно в различных городах Германии, как ответ на распространенное мнение о дисгармонии между человечеством и окружающим миром. Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи.

    Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизм творчества В.Ван Гога, Э.Мунка, Дж.Энсора – художники переняли методику использования цвета и света, искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.

    Классическая фаза экспрессионизма длилась с 1905 до 1920 года, но влияния на многие более поздние направления живописи Германии оставались ощутимы практически до конца 70-80-х годов 20 века. В 80-х годах развилось течение неоэкспрессионизм, наследующее идеалы и эстетические нормы авангардных направлений 20 века.

    Корни искусства экспрессионизма исследователи находят в творчестве У.Тернера. Его уникальный стиль предшествовал появлению первых работ в стиле экспрессионизм. Также творцом-основателем направления называют В. Ван Гога.

    Ключевые идеи

    Экспрессионизм — художественный стиль и направление в развитии культуры, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки.

    Термин

    Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Импрессионисты пытались найти способ отобразить действительность по-новому, экспрессионисты критиковали их за ограниченность, выходя за рамки традиционного восприятия реальности. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными, именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств.

    В широком смысле понятие отображает одно из главных течений искусства конца 19 — начала 20 веков, особенности которого можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.
    Экспрессионизм рассматривают в качестве стабильной тенденции в развитии искусства Скандинавии и Германии в периоды духовного кризиса, социальных, перемен. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.

    Переосмысление

    Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства. Живопись больше не ограничивалась реалистической передачей объектов окружающего мира. Целями художников была передача эмоций и чувств при помощи изобразительного искусства, использование абстрактных фигур для передачи объектов. Для этого использовали яркие оттенки, динамичность сюжета, не выявляя интереса к перспективе и объемности изображения.

    Передача эмоций

    Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира.

    Особое место в творчестве занимали идеи социальной борьбы, роли человека в мире, последствия урбанизации. Художники пытались обратить внимание общественности на одиночество человека в большом городе, на эмоциональную отстраненность, на место которой пришел капитализм и новые идеалы мира.

    Художники представители

    Стиль развивался не только в Германии. Репрезентативные картины известны в творчестве русских, французских, итальянских художников первой половины 20 века. В межвоенный период экспрессионизм оказывал серьезное влияние на течения авангардного искусства.

    Винсент Ван Гог

    Творчество Ван Гога служит примером экспрессионизма и абстрактного искусства. Большинство его картин автобиографичны, передают хронику его мысли, чувства и душевное равновесие, композиции и оттенки, особые мазки передают тонкое душевное состояние художника. Характерной чертой его работ можно назвать использование символов, аллегорий.

    Поль Гоген

    Французский художник Поль Гоген опирался на цвет, чтобы выразить свои эмоции. Использовал тона разной интенсивности, чтобы передать душевные переживания и состояние. Абстрактные работы считаются репрезентативными для характеристики стиля.

    Мунк

    Третьим великим художником в стиле экспрессионизм является Э.Мунк — норвежский живописец и гравер. Художник страдал неврозами, а его лучшие картины были написаны до нервного срыва, изменившего его восприятие мира и передачу эмоций. Наиболее известная картина художника – «Крик» — является ярким примером экспрессионизма. Предвестниками появления экспрессионизма были художники-символисты Ходлер и Энсор.

    Сообщества

    Центрами развития стиля стали немецкие города Дрезден, Берлин, Мюнхен. Наиболее известные сообщества, объединяющие представителей экспрессионизма:

    Die Brucke (1905 — 1913)

    Основана в Дрездене, представители сочетали традиционное немецкое искусство с африканскими, картины постимпрессионистов и фовистстов. Художники: Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и Пехштейн.

    Синий всадник (1911 — 1914)

    Группа основана в Мюнхене, названа в честь картины Кандинского. В состав группы входили авангардисты: Явленский, Кандинский, Клее, Марк и Маке.

    Die Neue Sachlichkeit (1920-е годы) («Новая Объективность»)

    Основана в Берлине, группа исследовала новую форму реализма с социалистическим и абстрактным оттенком. Характерна сатира и яркая критика социальных проблем, политической и экономической жизни Германии после Первой мировой войны. Представители: Джордж Грос, Отто Дикс, Макс Бекман, Кристиан Шад.

    Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Четыре величайших экспрессиониста в Эколь де Пари: Франк Купка, Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо.

    Нью-Йорк вытеснил Париж как центр инноваций в современном искусстве, стиль возродился в форме абстрактного экспрессионизма в начале 1940-х годов. Наиболее яркие представители: Джексоа Поллока, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Барнетт Ньюмана и Клиффорд Стилл.

    Значение

    Снижение влияния экспрессионизма было ускорено из-за расплывчатых идей стиля, доминирования субъективной абстрактной философии, которая была понятна не каждому. Поскольку стиль возник и развился в связи с кардинальными переменами в мире и обществе, стабилизация ситуации в политической и экономической сферах сделала лозунги и идеи экспрессионизма не актуальными.

    В связи с формированием социального реализма и прочих стилей 20 века, экспрессионизм теряет влияние. Но черты эмоциональной немецкой живописи присутствуют в работах живописцев других направлений. В

    Германии стиль был поддан критике и запрещен с приходом к власти нацистов в 30-е годы 20 века. Работы художников были названы несовершенными, пропагандирующими антиискусство, неэстетичность. Художники-экспрессионисты массово выехали из страны, продолжили развитие идей в США, странах Западной Европы.

    Последнее возрождение экспрессионизма произошло в 1980-х годах в Америке, Великобритании, Германии, Италии и Франции в форме неоэкспрессионизма. Стиль стал ярким проявлением абстрактных направлений 20 века.

    10 культовых картин и их авторов

    Десерт: Гармония в красном Анри Матисса (также известная как Красная комната или Гармония в красном), 1908, Эрмитаж

    Экспрессионизм как направление в искусстве может быть очень широким и трудным для понимания охарактеризовать. Он охватывает разные страны, среды, движения и периоды. Таким образом, экспрессионистское искусство определялось не набором эстетических принципов, а скорее как инструмент выражения и общественного комментария. Ниже представлены 10 культовых картин, отражающих вызывающий воспоминания и динамичный характер периода экспрессионизма.

     

    Крик (1893) Эдварда Мунка

    Крик Эдварда Мунка, 1893, Национальная галерея Осло

     

    Эдвард Мунк считается одним из самых значительных и влиятельных художников модернизма. Он был частью движения символистов и пионером экспрессионистской живописи. На него повлияли импрессионисты и постимпрессионисты в Париже, такие как Клод Моне, Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Его карьера длилась почти 60 лет и породила множество современных шедевров.

     

    Крик — одно из самых знаковых произведений современного искусства в мире. Он известен тем, что воплощает глубокое чувство тревоги и беспокойства, которое пронизывало раннюю модернистскую эпоху. Картина во многом автобиографична, поскольку основана на опыте Мунка, услышавшего пронзительный «крик природы» после того, как его оставили двое его друзей, которые появляются на заднем плане произведения. Есть две версии картины; один находится в Музее Мунка в Осло, а другой — в Национальной галерее Осло.

     

    Синий всадник (1903) Василия Кандинского

    Синий всадник Василий Кандинский, 1903, WikiArt (частная коллекция)

     

    Василий Кандинский был пионером абстракции в модернистском искусстве и создал всеобъемлющий мост между постимпрессионизмом и экспрессионизмом. Его работы претерпели несколько стилистических изменений, превратившись из реалистичных и органических в геометрические и абстрактные. Он также основал группу Der Blaue Reiter (Синий всадник) в Мюнхене в 1919 году.11, которая стала одной из первых формальных групп художников-экспрессионистов.

     

    Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

    «Синий всадник» — прекрасный пример перехода Кандинского от импрессионистского к экспрессионистскому стилю живописи. Хотя в технике и стиле на него явно повлияли импрессионисты, его тяжелый импасто, смелая окраска и слегка грубые мазки являются элементами раннего экспрессионизма. Абстрактная природа произведения также предлагала зрителю интерпретацию; некоторые утверждали, что видели ребенка на руках всадника.

     

    Танец вокруг золотого тельца (1910) Эмиля Нольде

    Танец вокруг золотого тельца Эмиля Нольде, 1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен

     

    Эмиль Нольде был художником-экспрессионистом и членом немецкой группы художников-экспрессионистов Die Brücke (Мост). Его помнят как одного из величайших колористов модернизма 20-го века, который использовал крупные грубые мазки и контрастные оттенки для создания динамичных произведений. Повышенный характер его работ вызывает эмоциональные отклики у зрителей, создавая отношения между художником и аудиторией.

     

    Танец вокруг золотого тельца изображает отрывок из книги Исход. Согласно рассказу Ветхого Завета, израильтяне сделали Золотого тельца, чтобы успокоить людей, когда Моисей отправился на гору Синай, поскольку они боялись, что он может не вернуться. На картине изображены неискушенные люди, исполняющие вотивный танец вокруг идола, не подозревая о его фальши. Грубый мазок и яркие цвета подчеркивают повышенную эмоциональность произведения.

     

    Большие синие лошади (1911) Франца Марка

    Большие синие лошади Франца Марка, 1911, Художественный центр Уокера

     

    Франц Марк был немецким художником, который также был одним из основателей группы Der Blaue Reiter (Синий всадник). В его работах использовались яркие цвета и заметно более кубистический стиль, чем у некоторых из его современников. Марк часто изображал животных в своем искусстве с глубоким, но сдержанным чувством эмоций, завоевав известность среди других влиятельных художников того времени.

     

    Большие голубые лошади были представлены на первой выставке Der Blaue Reiter в 1911 году. В изделии использованы мужественные яркие контрастные основные цвета. Синий цвет и мягкий изгиб центральных лошадей создают «чувство гармонии, покоя и равновесия» на фоне ярко-красных холмов на заднем плане. Марк заявил, что этот контраст отображает противопоставление спокойной духовности и насилия, вызывая чувство трансцендентности.

     

    Автопортрет с китайским фонариком (1912) Эгона Шиле

    Автопортрет с китайским фонариком Эгона Шиле, 1912, Музей Леопольда

     

    Эгон Шиле был австрийским художником-экспрессионистом и учеником коллеги-художника Густава Климта. Несмотря на короткую карьеру и короткую жизнь, Шиле помнят как сильное влияние раннего модернизма. Его работы известны своей динамичной экспрессией, грубой сексуальностью и необычными формами тела, характерными для раннего экспрессионизма.

     

    Автопортрет с китайским фонарем Растение отличается глубиной эмоций, несмотря на простоту произведения. Художник сидит под углом, скептически глядя на зрителя. Его голова и черты лица увеличены, а тело неестественно искривлено, намекая на тонкое напряжение, которое пронизывает произведение. Растение на заднем плане также наклонено в сторону, имитируя кривизну тела художника. Лицо изображено с интенсивной глубиной цвета и мускулистыми деталями, в отличие от окружающей одежды и фона, что предполагает остро психологический аспект произведения.

     

    Улица

    , Берлин (1913) Эрнста Людвига Кирхнера

    Street, Берлин , Эрнст Людвиг Кирхнер, 1913, MoMA

     

    Эрнст Людвиг Кирхнер вместе с Эмилем Нольде был членом группы немецких экспрессионистов Die Brücke. Его работа характеризовалась яркими блочными цветами, широкими контрастными мазками и острыми угловатыми формами. Его выразительное использование цвета было вдохновлено работами постимпрессионистов и художников раннего экспрессионизма Винсента Ван Гога, Альбрехта Дюрера и Эдварда Мунка.

     

    Street, Berlin изображает пренебрежительное отношение Киршнер к жизни в Берлине. Об этом свидетельствуют интенсивные, резкие мазки кисти и сбивающие с толку цветовые контрасты. Лица героев почти неотличимы друг от друга, что подчеркивает бессодержательную поверхностность берлинской светской жизни. Фигуры стоят на наклонной земле, почти вытекая из самой картины, создавая ощущение клаустрофобии и дезориентации.

     

    Ночь (1918-19) Макса Бекмана

    «Ночь » Макса Бекмана, 1918-1919, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen

     

    Макс Бекманн был немецким художником, писателем и скульптором, который был известен своими драматизированными ночными, мифическими или библейскими сценами в своих работах. Хотя его широко называют художником-экспрессионистом, он отверг движение и отрицал, что является его частью. Бекманн часто изображал в своих работах собственное лицо, которое можно узнать по хмурому лицу с большой головой.

     

    Ночь была продуктом движения Neue Sachlichkeit, или Новой Объективности, которое возникло как протест против экспрессионизма. В произведении присутствуют острые углы и хаотичные, накладывающиеся друг на друга фигуры как выражение разочарования Бекманна жизнью в послевоенной Германии. Произведение изображает ужасные элементы секса, смерти и насилия, привлекая внимание к перевозбуждению и непристойности современного общества.

     

    Лежащая обнаженная (1919) Амедео Модильяни

    Лежащая обнаженная Амедео Модильяни, 1919, MoMA

     

    Амедео Модильяни — итальянский живописец и художник, живший и работавший во Франции. Он известен своими портретами обнаженных женщин, для которых характерны удлиненные шеи и тела, пустое выражение лица и зрительный контакт со зрителем. Его работы не были хорошо приняты до самой его смерти, но сегодня он остается одним из самых плодовитых художников своего времени.

     

    Лежащая обнаженная является частью серии портретов обнаженной натуры Модильяни, которая началась в 1916 году. На портреты повлияли изображения Венеры в античном греко-римском искусстве и искусстве итальянского Возрождения, и женщины часто идеализируются как таковые. Мягкая окраска кожи выделяется на фоне темных интерьеров, создавая ощущение близости между субъектом и художником. Субъект в Лежащая обнаженная лежит с небрежной легкостью, как будто он расслаблен в присутствии художника.

     

    Портрет мужчины (1919) Эриха Хеккеля

    Портрет мужчины Эриха Хеккеля, 1919, MoMA

     

    Эрих Хекель был немецким художником и одним из основателей экспрессионистской группы Die Brücke. Он также был известен своей резьбой по дереву, в которой использовались угловатые формы, четкие линии и упрощенные цветовые схемы. Его картина отличалась более мягкими, менее жесткими линиями и разнообразными цветовыми смесями, демонстрирующими влияние Винсента Ван Гога.

     

    Мужской портрет представляет собой живописную гравюру на дереве. Как и другие его гравюры на дереве, это произведение имеет резкие, четкие черты. Фигура олицетворяет травму и незащищенность, которые преследовали послевоенную Германию в то время. Он сидит, повернув глаза в сторону и сцепив руки на подбородке, излучая двойное чувство поражения и предвкушения. Прохладная, грубо окрашенная цветовая гамма также вызывает чувство беспокойства.

     

    Замок и Солнце (1928) Пауль Клее

    Замок и солнце Пауль Клее, 1928, WikiArt (частная коллекция)

     

    Пауль Клее был швейцарским художником, чей эклектичный стиль живописи включал в себя элементы экспрессионизма, сюрреализма и кубизма. В его работах использовались смелые цветовые блоки и геометрические фигуры. Он экспериментировал с цветом, формой и теорией дизайна на протяжении всей своей карьеры, и его работы на эту тему считаются неотъемлемой частью понимания модернизма.

    Замок и Солнце изображает либо средневековый замок, либо современный городской пейзаж с меньшими треугольниками, затененными линией горизонта башен. Как и многие картины Клее, «Замок » и «Солнце » выполнены в геометрическом стиле цветовых блоков с яркими контрастными деталями на темно-красном фоне. Солнце на заднем плане также кажется луной. Использование нечетких образов создает противопоставленную двойственность, которая вездесуща в произведении, предлагая зрителю сделать собственный вывод о том, что изображено на картине.

    Экспрессионизм Движение Обзор | TheArtStory

    Краткое изложение экспрессионизма

    Экспрессионизм зародился одновременно в разных городах Германии как ответ на широко распространенное беспокойство по поводу все более противоречивых отношений человечества с миром и сопутствующих утраченных чувств подлинности и духовности. Частично являясь реакцией на импрессионизм и академическое искусство, экспрессионизм в наибольшей степени был вдохновлен символистскими течениями в искусстве конца XIX 90–207–90–208 веков. Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк и Джеймс Энсор оказали особое влияние на экспрессионистов, поощряя искажение формы и использование ярких цветов для передачи различных тревог и желаний.

    Классический этап экспрессионистского движения длился примерно с 1905 по 1920 год и распространился по всей Европе. Его пример позже сильно повлиял на многих людей и группы, такие как: абстрактный экспрессионизм, неоэкспрессионизм и Лондонская школа.

    Удалить рекламу

    Ключевые идеи и достижения

    • Приход экспрессионизма провозгласил новые стандарты в создании и осмыслении искусства. Искусство теперь должно было появиться из в течение художника, а не от изображения внешнего зрительного мира, а эталоном оценки качества художественного произведения стал характер переживаний художника, а не анализ композиции.
    • Художники-экспрессионисты часто использовали закрученные, покачивающиеся и преувеличенно выполненные мазки в изображении своих предметов. Эти приемы должны были передать напряженное эмоциональное состояние художника, реагирующего на тревоги современного мира.
    • В своем столкновении с городским миром начала 20 -го -го века художники-экспрессионисты разработали мощный способ социальной критики в своих змеевидных фигурных изображениях и смелых цветах. Их представления о современном городе включали отчужденных людей — психологический побочный продукт недавней урбанизации — а также проституток, которые использовались, чтобы комментировать роль капитализма в эмоциональном дистанцировании людей в городах.

    Удалить рекламу

    Обзор экспрессионизма

    Прогуливаясь с двумя друзьями на закате, Эдвард Мунк описал, как «внезапно небо стало красным, как кровь. . Языки огня и крови потянулись над иссиня-черным фьордом. Мои друзья продолжали шел, а я отставал, дрожа от страха. Потом я услышал громадный, бесконечный крик природы». Выраженный в его картине «Крик » (1893 г.), его акцент на интенсивном внутреннем опыте проложил путь экспрессионизму, который Эрнст Кирхнер определил как отражение «ощущений человека нашего времени».

    Beginnings and Development

    Concepts, Trends, & Related Topics

    Later Developments and Legacy

    Artworks and Artists of Expressionism

    Progression of Art

    1893

    The Scream

    Artist: Edvard Munch

    Throughout his artistic своей карьеры Мунк сосредоточился на сценах смерти, агонии и беспокойства в искаженных и эмоционально заряженных портретах, на всех темах и стилях, которые будут приняты экспрессионистами. Здесь, на самой известной картине Мунка, он изображает борьбу между личностью и обществом. Настройка Крик был предложен художнику во время прогулки по мосту с видом на Осло; как вспоминает Мунк, «небо стало красным, как кровь. Я остановился и прислонился к забору… дрожа от страха. Затем я услышал огромный, бесконечный крик природы». Хотя Мунк не видел сцену в том виде, в каком она представлена ​​на его картине, Крик вызывает бурные эмоции встречи и демонстрирует общую тревогу по отношению к осязаемому миру. Представление эмоциональной реакции художника на сцену легло бы в основу художественных интерпретаций экспрессионистов. Тема индивидуального отчуждения, представленная на этом изображении, сохранялась на протяжении всего 20 9 г.0207-й -й век, увлекающий художников-экспрессионистов как центральная черта современной жизни.

    Картон, темпера, мелки – Национальный музей, Осло

    1903

    Der Blaue Reiter

    Художник: Василий Кандинский момент в развитии изобразительного языка Кандинского. Здесь залитый солнцем склон холма демонстрирует острый интерес к контрастам света и тьмы, а также к движению и неподвижности — всем основным темам его произведение . Составляя связующее звено между постимпрессионизмом и расцветающими экспрессионистскими движениями, полотно Кандинского стало символом выразительных возможностей мюнхенского авангарда. Это одноименная работа, от которой коллектив получил свое название в 1911 году.

    Холст, масло — частная коллекция

    Artwork Images

    1909

    Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат

    Художник: Оскар Кокошка

    7 Уважаемое искусство историки Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат заказали Кокошке этот портрет для своей коллекции произведений искусства. Красочный фон и сосредоточенные жесты фигур представляют пару как «замкнутых личностей, полных напряжения», как однажды назвал их художник. Как и во многих своих портретах, Кокошка фокусируется на внутренней драме своих героев, здесь он использует нервные руки пары как фокус их беспокойства. Его визуализация изображает то, как художник воспринимал психику пары, а не обязательно их физическую, натуралистическую внешность. Эмоциональное изображение Кокошки символизирует экспрессионистский стиль. Завихряющиеся абстрактные цвета, которые затемняют фон и возникают вокруг него, характерны для неистовой, бездонной передачи пространства Кокошкой на протяжении всей его

    произведение .

    Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк

    1911

    Большие голубые лошади

    Художник: Франц Марк

    Художник, гравер и акварелист Марк был ключевым членом Der Blaue Reiter и известен за использование символики животных. Это полотно принадлежало к серии работ, посвященных теме лошадей, которых он считал символами духовного обновления. Сочные цвета, дробление пространства и геометрические формы свидетельствуют о влиянии кубизма и орфизма Робера Делоне. Однако, хотя на Марка повлияли его современники, его упор на фантастические сюжеты, происходящие из материального мира, такие как синие лошади из этого 19 века.11 живопись, уникальна для его практики. Для художника отход от реалистического изображения означал поворот к духовному, эмоциональному, подлинному. Как и у многих экспрессионистов, цвет для Марка был скорее символическим, чем описательным. Он использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать свое видение духовных синих зверей.

    Холст, масло — Центр искусств Уокера, Миннеаполис

    Artwork Images

    1912

    Ночные дома

    Художник: Карл Шмидт-Ротлуф

    После основания Die Brücke в Дрездене Шмидт-Ротлуф переехал в бурно развивающийся Берлин, где нарисовал этот абстрактный образ городского квартала. Здания шатаются друг от друга под странными углами над устрашающе пустой улицей, вызывая отчуждение современного городского общества. Несмотря на то, что Шмидт-Ротлуф нарисовал «Ночных дома» , влияние ксилографии очевидно; абстрактные, минималистичные формы имеют резкое и графическое качество, подобное многим работам художника на дереве. Здесь яркие цвета дополняют примитивные формы холста, наполняя сцену скрытым чувством беспокойства и отчужденности. Всепроникающее беспокойство было сутью современного городского царства для экспрессионистов. Поворот к зубчатым формам и яркой кислотной палитре подчеркивал индивидуальную, авангардистскую интерпретацию художником уличной сцены.

    Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк

    1913

    Улица, Берлин

    Художник: Эрнст Людвиг Кирхнер

    Кирхнер известен своими многочисленными берлинскими уличными сценами, и эта его работа, пожалуй, самая удачная. известен из этой категории, если не весь его каталог. Его зубчатые, угловатые мазки, кислотные цвета и вытянутые формы заряжают уличную атмосферу на холсте и достигают чего-то очень бунтарского для своего времени и иллюстрируют стилистический разрыв с традицией, к которому стремились члены Die Brücke. Как один из основателей группы, Кирхнер поставил перед собой цель установить новый порядок живописи, который явно отказывался от импрессионистических тенденций и необходимости точного изображения фигуративных форм. В 9Улица 0004, Берлин , Киршнер создал потрясающе кривое изображение отчужденной городской уличной процессии. Не обращая внимания на реалистичность изображения формы, он сгибал и искривлял свои узкие фигуры, словно травинки на лугу. Еще одной уникальной современной особенностью улицы , Берлин было решение Киршнера разместить двух проституток (их можно узнать по их фирменным шляпам с перьями) в качестве фокуса картины (несколько не в центре).

    Холст, масло — Музей современного искусства, Нью-Йорк

    1917

    Сидящая женщина с вытянутыми вверх ногами

    Художник: Эгон Шиле

    Шиле, одна из центральных фигур австрийского экспрессионизма, известен своими резкими и часто гротескными изображениями откровенной сексуальности. Здесь Шиле рисует свою жену Эдит Шиле, частично одетую, ее тело искривлено в неестественном положении. Ее смелое и напряженное выражение настойчиво противостоит зрителю и прямо противоречит художественным нормам пассивной женской красоты. Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни Шиле вызывал откровенные споры, он был признан за его искусное рисование и использование жилистых линий, чтобы вызвать упадок и разврат современной Австрии. Эмоциональное качество линии и цвета Шиле прочно ставит его в экспрессионистское движение. Он визуализировал изображения так, как он их интерпретировал, а не так, как они представлялись внешнему миру.

    Холст, масло – Национальная галерея, Прага

    1919

    Портрет мужчины

    Художник: Эрих Хеккель Первоначально эта техника привлекала своей грубой эмоциональностью и строгой эстетикой, а также ее традиционным немецким наследием. В то время как многие из его работ изображают обнаженных людей и сцены городской жизни, Хеккель поднимает более интроспективную тему в этом мрачном автопортрете 19 века.19. Вытянутое лицо фигуры, перекошенная челюсть и усталые глаза, которые, кажется, рассеянно смотрят вдаль, подчеркивают духовную, психологическую и физическую усталость человека. Вместо того, чтобы создавать натуралистический автопортрет, Хеккель указывает на общий дух своего времени и национальную усталость своего времени, общие темы в экспрессионистском искусстве.

    Ксилография — Музей современного искусства, Нью-Йорк

    1920

    Безумная женщина

    Художник: Хаим Сутин

    Сутин нарисовал две известные версии «Безумная женщина» (используя разные женщины для каждой), и это, несомненно, была самая мрачная из пары. Его резкие мазки и искривленные линии передают почти пугающее напряжение, но, тем не менее, не лишают его предмета богатой глубины характера. Сутин предложил зрителям внимательно понаблюдать за моделью, заглянуть ей в глаза и изучить ее асимметричное лицо и форму. Во многом эта картина воплощает в себе суть экспрессионистского стиля; Безумная женщина заметно вибрирует, искривляется, сдвигается, толкает и тянет, предоставляя зрителю видение Сутина внутренних мучений его натурщика. Отчасти это переопределило жанр портретной живописи. Просто нарисовав эту загадочную (и, возможно, опасную) женщину вблизи, а не издалека, Сутин зарекомендовал себя как чуткая фигура, но также и как смелый провидец.

    Холст, масло — Национальный музей западного искусства, Токио


    Удалить рекламу

    Начало экспрессионизма

    На рубеже веков в Европе произошли сдвиги в художественных стилях и мировоззрении в ответ на серьезные изменения в атмосфере общества. Новые технологии и масштабные усилия по урбанизации изменили мировоззрение человека, и художники отразили психологическое воздействие этих событий, отойдя от реалистичного представления того, что они видели, к эмоциональному и психологическому изображению того, как мир повлиял на них. Корни экспрессионизма можно проследить до некоторых художников-постимпрессионистов, таких как Эдвард Мунк в Норвегии, а также Густав Климт из Венского сецессиона.

    Эдвард Мунк в Норвегии

    Эдвард Мунк конца 19 -го -го века стал важным источником вдохновения для экспрессионистов. Его яркие и эмоционально заряженные работы открыли новые возможности для интроспективного самовыражения. В частности, неистовые полотна Мунка выражали тревогу личности в рамках недавно модернизированного европейского общества; его знаменитая картина «Крик » (1893 г.) свидетельствует о конфликте между духовностью и современностью как центральной теме его творчества. К 1905 Творчество Мунка было хорошо известно в Германии, и он также проводил там много времени, что привело его к прямому контакту с экспрессионистами. Помимо Мунка, фламандец Джеймс Энсор также оказал раннее влияние, которое изучалось и развивалось.

    Густав Климт в Австрии

    Другой фигурой конца XIX века, оказавшей влияние на развитие экспрессионизма, был Густав Климт, работавший в стиле австрийского модерна и возглавлявший Венский сецессион. Щедрая манера Климта изображать свои предметы в яркой палитре, искусно узорчатых поверхностях и удлиненных телах была шагом к экзотическим цветам, жестикуляции и зубчатым формам поздних экспрессионистов. Климт был наставником художника Эгона Шиле и познакомил его с работами Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога, среди прочих, на выставке их работ в 1919 году.09.

    Появление экспрессионизма в Германии

    Несмотря на то, что в нем участвовали разные художники и стили, экспрессионизм впервые возник в 1905 году, когда группа из четырех немецких студентов-архитекторов, пожелавших стать художниками — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейл, Карл Шмидт- Роттлафф и Эрих Хеккель — сформировали группу Die Brücke (Мост) в городе Дрезден. Несколько лет спустя, в 1911 году, группа молодых художников-единомышленников сформировала Der Blaue Reiter («Синий всадник») в Мюнхене после отказа от картины Василия Кандинского 9.0004 Страшный суд (1910) с местной выставки. Помимо Кандинского, в группу входили Франц Марк, Пауль Клее и Август Маке, среди прочих, все они составляли слабо связанную группу.

    Термин «экспрессионизм»

    Считается, что термин «экспрессионизм» был придуман в 1910 году чешским искусствоведом Антонином Матейчеком, который предназначал его для обозначения противоположности импрессионизму. В то время как импрессионисты стремились выразить величие природы и человеческого тела с помощью красок, экспрессионисты, по словам Матейчека, стремились выразить только внутреннюю жизнь, часто с помощью живописи суровых и реалистичных предметов. Следует отметить, однако, что ни Die Brücke, ни подобные поддвижения никогда не называли себя экспрессионистами, и в первые годы века этот термин широко использовался для применения к различным стилям, включая Post. -Импрессионизм.

    Удалить рекламу

    Экспрессионизм: концепции, стили и тенденции

    Die Brücke: Кирхнер, Шмидт-Ротлуф, Хеккель и Блейл

    Под влиянием таких художников, как Мунк, Ван Гог и Энсор, члены Дрезденского Основанная группа Die Brücke стремилась передать грубые эмоции через провокационные образы современного общества. Они изображали горожан, проституток и танцовщиц на городских улицах и в ночных клубах, представляя упадническую изнанку немецкого общества. В таких работах, как « Street, Berlin (1913), они подчеркивали присущую современному обществу отчужденность и утрату духовного общения между личностями в городской культуре; горожане отдалены друг от друга, действуя как простой товар, как в проститутках в авангарде композиции Киршнера.

    В отличие от пасторальных сцен импрессионизма и академических рисунков неоклассицизма, художники Die Brücke использовали искаженные формы и резкие, неестественные пигменты, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Группа также была объединена редуктивной и примитивной эстетикой, возрождением старых средств массовой информации и средневекового немецкого искусства, в котором они использовали графические техники, такие как ксилография, для создания грубых, зубчатых форм.

    В 1906 году группа опубликовала гравюру на дереве под названием Program , чтобы сопровождать свою первую выставку. В нем резюмируется их разрыв с преобладающими академическими традициями, призывающими к более свободной, ориентированной на молодежь эстетике. Хотя этот плакат в основном написан Кирхнером, он послужил манифестом, излагающим идеалы Die Brücke. Члены Die Brücke в значительной степени опирались на произведения немецкого философа Фридриха Ницше как с точки зрения их художественного проекта, так и с точки зрения их философского обоснования. Их название произошло от цитаты из Так говорил Заратустра (1883-85), в котором говорится: «В человеке велико то, что он мост, а не конец». Группа выставлялась и сотрудничала до 1913 года, когда Киршнер написал Chronik der Brücke (Brücke Chronicle), и коллектив фактически распался.

    Der Blaue Reiter: Кандинский, Маке, Клее и Марк

    Художники группы Der Blaue Reiter разделяли склонность к абстракции, символическому содержанию и духовным аллюзиям. Они стремились выразить эмоциональные аспекты бытия с помощью очень символичных и ярких изображений. Их название произошло от символа лошади и всадника, взятого из одной из картин Василия Кандинского; для Кандинского всадник символизировал переход из материального мира в духовную сферу и, таким образом, выступал метафорой художественной практики. Для других участников, таких как Франц Марк, Пауль, Клее и Огюст Маке, это понятие стало центральным принципом преодоления реалистического изображения и погружения в абстракцию.

    Хотя Der Blaue Reiter никогда не публиковал манифест, его членов объединяли их эстетические новации, на которые оказали влияние средневековые и примитивистские формы искусства, кубизм и фовизм. Однако сама группа просуществовала недолго; с началом Первой мировой войны в 1914 году Франц Марк и Огюст Макке были призваны на военную службу в Германии и вскоре были убиты. Все российские участники группы — Василий Кандинский, Алексей фон Явленский и другие — были вынуждены вернуться домой. Сразу после этого Der Blaue Reiter распался.

    Удалить рекламу

    Французский экспрессионизм: Руо, Сутин и Шагал

    Эластичность экспрессионизма означает, что многие художники за пределами Германии отождествляют себя с этим стилем. Жорж Руо, французский художник, которого иногда называют экспрессионистом, возможно, оказал влияние на немцев, а не наоборот. Своему яркому использованию цвета и искажению формы он научился у фовизма, и, в отличие от своих немецких коллег-экспрессионистов, Руо выражал близость к своим предшественникам-импрессионистам, особенно к работам Эдгара Дега. Он хорошо известен своей преданностью религиозным темам, и особенно его многочисленными изображениями распятия, выполненными в насыщенных цветах и ​​толстых слоях краски.

    Российско-французский еврейский художник Марк Шагал опирался на течения кубизма, фовизма и символизма, чтобы создать свой собственный вид экспрессионизма, в котором он часто изображал мечтательные сцены своего родного белорусского города Витебска. Находясь в Париже в разгар модернистского авангарда, Шагал разработал визуальный язык эксцентричных мотивов: «призрачные фигуры, парящие в небе, гигантский скрипач, танцующий на миниатюрных кукольных домиках, домашний скот и прозрачные матки, а внутри них крошечное потомство. спать вниз головой». В 1914, его работы были выставлены в Берлине и оказали влияние на немецких экспрессионистов после Первой мировой войны. Он никогда не связывал свои работы с конкретным движением и считал свой репертуар словарем образов, значимых для него самого, но они вдохновляли многие, в том числе сюрреалисты. Пабло Пикассо заметил в 1950-х годах: «Когда Матисс умрет, Шагал останется единственным художником, который понимает, что такое цвет на самом деле».

    Хаим Сутин, русско-еврейский художник, живущий в Париже, был главным сторонником развития парижского экспрессионизма. Он синтезировал элементы импрессионизма, французской академической традиции и своего личного видения в индивидуальную технику и версию стиля. Выразительный стиль художника оказал большое влияние на последующие поколения.

    Австрийский экспрессионизм: Кокошка и Шиле

    Австрийские художники, такие как Оскар Кокошка и Эгон Шиле, были вдохновлены немецким экспрессионизмом, но интерпретировали стиль в своей индивидуальной манере, никогда не образуя официальной ассоциации, как немцы. Кокошка и Шиле стремились выразить упадок современной Австрии через столь же выразительные изображения человеческого тела; извилистыми линиями, яркими цветами и искаженными фигурами оба художника наполняли свои сюжеты очень сексуальными и психологическими темами. Хотя Кокшка и Шиле были центральными сторонниками движения в Австрии, Кокошка все больше вовлекался в круги немецких экспрессионистов; он покинул Австрию и переехал в Германию в 1910. Первоначально Кокошка работал в стиле венского модерна, но начиная с 1908 года он инстинктивно работал как экспрессионист, страстно стремясь раскрыть внутреннюю чувствительность натурщика в своих ранних портретах. Шиле уехал из Вены в 1912 году, но остался в Австрии, где работал и выставлялся вплоть до своей смерти во время всемирной эпидемии гриппа в 1918 году. стиль. Например, в 1920-х годов Кандинский перешел к совершенно беспредметным картинам и акварелям, в которых упор делался на цветовой баланс и архетипические формы, а не на фигуративное изображение. Тем не менее, экспрессионизм окажет самое непосредственное влияние на Германию и будет продолжать формировать ее искусство в течение десятилетий после этого. После Первой мировой войны экспрессионизм начал терять импульс и фрагментарность. Движение Neue Sachlichkeit (Новая объективность) возникло как прямой ответ на крайне эмоциональные постулаты экспрессионизма, в то время как неоэкспрессионисты появились в Германии, а затем в Соединенных Штатах гораздо позже, в 20-9 гг.0207-й -й век, воспроизводящий ранний экспрессионистский стиль.

    Удалить рекламу

    Новая объективность: Дикс, Гросс и Бекманн

    Уже к 1918 году в манифесте дадаистов говорилось: «Экспрессионизм… больше не имеет ничего общего с усилиями активных людей». Но его дух будет иметь яркую загробную жизнь; это имело решающее значение для раннего формирования художников Отто Дикса, Джорджа Гросса и Макса Бекмана, которые вместе сформировали движение, известное как Neue Sachlichkeit (Новая объективность). Эти художники стремились, как следует из названия, к несентиментальному и объективному подходу к художественному производству. Их натуралистические изображения людей и городских сцен подчеркивали эту новую эстетику и соответствовали общему отношению к практичности, характерному для веймарской культуры.

    Неоэкспрессионизм: Базелиц, Кифер и Шнабель

    Появление картин Георга Базелица, состоящих из многослойных, ярких цветов и искаженных фигур, в 1960-х годах, а также изображений Ансельма Кифера, погребенных среди толстого импасто, созданного из различных материалов на холст в 1970-х годах, сигнализировал о важном и влиятельном возрождении стиля в Германии, кульминацией которого в конечном итоге стало глобальное неоэкспрессионистское движение в 1980-х годах. Художники в Нью-Йорке, такие как Джулиан Шнабель, также использовали толстые слои краски, неестественные цветовые палитры и жестикуляцию кистью, чтобы вернуться к экспрессионистскому движению в начале 20-х годов.0207-й век.